Posted 23 мая 2021, 19:52
Published 23 мая 2021, 19:52
Modified 7 марта, 13:31
Updated 7 марта, 13:31
Например, самыми популярными (чьи имена эксперты называли чаще всего) для замены стали телеведущие: Владимир Познер, Леонид Якубович, Екатерина Андреева, Андрей Малахов и Иван Ургант.
Один из ведущих в России экспертов в области разработки и внедрения систем на основе искусственного интеллекта Аркадий Сандлер запустил исследование «Влияние систем автоматизации разговорного интерфейса на трансформацию бизнеса», в рамках которого опросил 70 специалистов сферы. Участниками исследования выступили научные сотрудники, работающие в области машинного обучения. доктора технических наук, инженеры по искусственному интеллекту, специалисты по чат-ботам, руководители отделов инноваций разных компаний.
Проект исследования был разделен на два этапа: результатом первого стал общий срез рынка и прогнозы экспертов. Полная версия (включая второй этап исследования) уже в процессе подготовки. Но уже на первом этапе работы над проектом Аркадий выделил самые интересные комментарии, оценки и любопытные замечания участников исследования.
Так. помимо практических вопросов, связанных со сферой применения роботов и виртуальных ассистентов (ВА), сложностями и спецификой их внедрения в бизнес, эксперты поделились прогнозами на будущее и назвали имена известных людей, кого можно легко заменить роботом.
Например, самыми популярными (чьи имена эксперты называли чаще всего) для замены стали телеведущие: Владимир Познер, Леонид Якубович, Екатерина Андреева, Андрей Малахов и Иван Ургант. Среди представителей других сфер похожими на роботов назвали известных предпринимателей Илона Маска, Марка Цукерберга и Павла Дурова, а также Клеопатру и Деда Мороза.
Несколько экспертов также отметили Дмитрия Нагиева, Арнольда Шварценеггера, Елену Малышеву, Никиту Михалкова и Стива Джобса.
Оценивая области применения роботов и ВА, эксперты обозначили функции компании, куда наиболее часто внедряются проекты по искусственному интеллекту (особенно системы автоматизации разговорных интерфейсов - виртуальные ассистенты).
Самой востребованной (указали 87% экспертов) для внедрения ВА оказалась функция компании по обслуживанию клиентов. Другими важными направлениями оказались: продажи (отметило 44% экспертов), административные службы компании (30%), рекрутинг (29%), финансы (29%), управление персоналом (27%), маркетинг (27%) и внутренние коммуникации (16%).
Участники опроса также выбрали отрасли, в которых уже сейчас реализовано больше всего проектов по искусственному интеллекту и интеграции голосовых роботов в деятельность компаний. Сферами-чемпионами оказались: финансовая/ банковская (отметили 76% экспертов), телекоммуникации (47%), онлайн-торговля (44%).
При этом следующей категорией (правда, значительно отстающей от первой группы) эксперты выделяют сферу развлечений (16%). И это очень показательный тренд. Эксперты предсказывают, что в недалеком будущем виртуальные роботы могут полностью заменить блогеров.
Аркадий Сандлер поясняет: «Наше исследование показало, что по следующей большой волной внедрения разговорного интеллекта (ВА) будет сфера развлечения и медиа. Виртуальные ассистенты, в первую очередь, зависят от контента: его полноты и качества. Технологии пришли к состоянию, когда ВА смогут работать с намного большим объёмом контента, более разнообразным и более контекстно-адекватным. Вполне возможно, что часть времени, которое сейчас занимается кратким развлекательным контентом - «ТикТок», «Инстаграм» и пр. - будет занято общением с мультимедийным виртуальным ассистентом. Это будет похоже на то, как болтать с подружкой: интересно, весело, иногда полезно».
Эксперты объясняют это тем, что в данных отраслях всегда большой поток клиентов, требующий автоматизации. И так как большинство запросов типовые, роботы легко справляются с решением подобных задач. Плюс, по мнению экспертов, компании из данных сфер наиболее технологичны и диджитализированы (в сравнении с другими сферами), имеют хорошие ресурсы и большие бюджеты для реализации проектов по внедрению ИИ.
«В этих сферах наибольший запрос со стороны потребителей, особенно, в связи с пандемией. А также в крупных городах, где люди стремятся к максимальной автоматизации всех бытовых процессов и сохранению собственного времени. Плюс именно в этих сферах сами по себе процессы наиболее просты для автоматизации, не требуют логического или творческого размышления со стороны людей. То есть алгоритмизировать процессы в данных сферах намного проще и быстрее», - комментирует один из участников исследования.
При этом меньше всего (но есть уже примеры интеграций) реализовано проектов по внедрению ВА в промышленной/ производственной сфере, FMCG, консалтинге, медицинской, транспортной и сфере ЖКХ.
Традиционным, но не менее актуальным для исследователей стал вопрос прогнозов на будущее: заменят ли роботы человека полностью и в каких сферах. В данном случае мнения экспертов разделились. Около 30% утверждают, что нигде и никогда роботы не заменят человека полностью. Возможно, они помогут сократить присутствие человека, но частично. При этом некоторые эксперты ссылаются на то, что в ближайшие годы будет доминировать гибридная система - подход, позволяющий комбинировать работу человека и робота.
Но более 50% участников исследования обозначили сферы, в которых роботы могут полностью заменить человека уже скоро: банки и финансы, индустрия развлечений, онлайн-продажи, диджитал-медиа, телекоммуникации, техническая поддержка и службы, колл-центры, консьерж-услуги.
С другой стороны, эксперты называют сферы, в которых всегда будет в приоритете именно работа человека: там, где необходим индивидуальный подход, нестандартное творческое мышление и человеческие эмоции. Это сфера образования, где много нюансов и человеку необходимо объяснение человеком. Это такие творческие направления, как PR, писательство, музыка и т.п.
Как и сфера медицины (включая психологию), где важно проявление эмпатии и внимание человека (есть высокие риски допустить ошибку). Участники исследования выделили также полицию, где роботы никогда не заменят человека в части раскрытия преступлений, сферу социальной помощи и... ток-шоу, куда люди приходят, чтобы посмотреть на известного человека - живую персону, личность.
Интересно, что по двум направлениям - психологии и воспитании детей - мнения экспертов разделились. Часть из них утверждает, что в этих сферах робот никогда не заменит человека. Так как это слишком деликатные области, требующие эмпатии, интуиции и развитого эмоционального интеллекта. Особенно, в области воспитания детей. «Потому что передача воспитательных функций и ранних стадий обучения ребенка (до трех лет) стратегически значимая сфера для человечества - для выживания, развития, эволюции», - комментирует участник исследования.
При этом на вопрос о том, где применение ВА может быть в перспективе успешным (хотя пока и не стандартным), несколько экспертов назвали сферу детского воспитания. Например, для расширения функции родительского контроля - для создания «виртуальной няни» или «домомучительницы», которая напомнит ребенку о том, что надо поесть, сделать уроки, не играть на приставке, пока не убрался в комнате...
Среди других небанальных вариантов, где роботы вполне успешно могут заменить человека, эксперты указали:
- Виртуального друга-собеседника для одиноких людей;
- Роботов для «умного города», которые ищут пожилых, слепых, детей, информируют их, помогают переходить через улицу, довозят до дома и т.п.;
- Виртуального преподавателя для развития навыков выступления, обучения иностранным языкам и др.;
- Ботов для флирта;
- Ботов, читающих СМИ и делающих прогнозы.
В целом мнение большинства экспертов совпадает: роботы могут заменить человека практически во всех сферах, где есть типовые задачи. От личной жизни до исследований - ВА найдёт свое применение, но не на 100%. Все будет зависеть от уровня развития этих роботов-помощников. Так, один из участников опроса добавляет: «Нейросетевые ВА никого и никогда полностью не заменят, потому что они слишком простые. Но виртуальные помощники нового поколения на основе миварных сетей логического искусственного интеллекта смогут заменить всех, кроме сфер общения людей с людьми: психологи и т.п. Но и их тоже смогут заменить...».
Эксперты также назвали самых успешных, по их мнению, виртуальных помощников: Siri, Amazon Alexa, ОК Google (Google Assistant), Алиса («Яндекс»), Олег («Тинькофф»). Хотя в чем их уникальность - объясняют по-разному. Например, в Алисе отмечают креативность - с ней очень интересно вести беседы. При этом она «может быть иногда груба». С другой стороны, поведение Алисы объясняется наличием большим массивом данных, что позволяет ей отвечать на большое количество вопросов и «делать вид, что она понимает контекст :)».
При этом некоторые участники исследования подчеркивают, что уникальности ни в одном известных ВА нет: скорее, есть причины успешности и ссылаются на то, что «Siri вышла на рынок голосовых ассистентов раньше других», а создателям других виртуальных роботов просто удалось «сделать определенный образ, который интересен» (например, Google Assi-stant).
Среди менее известных, но успешных называли также: робота Софию, Митсуку, Ньютона.
При этом 9% экспертов затрудняются с выбором лучших ВА, утверждая, что ярких и успешных примеров в мире до сих пор нет.
При создании и запуске голосовых роботов специалисты часто сталкиваются с рядом барьеров. Например, с многозначностью и постоянным изменением языка. Для робота это сложность и непростая задача. Особенно, если ему приходится распознавать длинные нестандартные запросы. Другая проблема - в ограниченности понимания (например, сложный для робота контекст вопроса, неспособность решить абстрактную задачу).
Но чаще всего участники исследования ссылаются не на технические, а на проблемы... в отношениях. Как и у людей, у роботов в этом вопросе есть свои сложности: любовью с роботами не заняться, эмпатии не добиться и т.д. Отсутствие эмоций, чувства сопричастности, «нулевой» EQ - основная проблема, по мнению участников исследования.
При этом есть и идейные сложности - проблемы в отношениях робота с человеком. Как отмечает один из экспертов, если виртуальный ассистент начнет конкурировать с людьми (экспертами), то они станут сопротивляться (отказываться делиться своим опытом, который необходим для подготовки этого конкретного робота).
Хотя в будущем и эти проблемы могут быть решены. «Есть горизонты 10, 30, 100 лет, когда разные по степени сложности проблемы ИИ будут все полностью решены. Эмуляция личности - уже решается. Однако, качество решения еще недостаточное для мирового признания. Эмуляция саморефлексии, осознания ситуаций, этики: горизонт решения - 10-20 лет. Полностью осознающие себя машины, неотличимые от людей по степени понимая мира и разговаривающие по всем сферам, как ученые и эксперты - горизонт 30-50 лет», - резюмирует один из экспертов.
Уже запущен следующий этап исследования: Аркадий Сандлер проводит интервью с экспертами, глубинный анализ сферы и аналитика рынка.