Геннадий Чародеев
Телеканал ABC News напомнил, что в 2011 году фукусимская АЭС получила сильные повреждения из-за 9-балльного землетрясения и мощного цунами. В результате погибли люди, более 150 тысяч местных жителей пришлось эвакуировать, а ущерб составил миллиарды долларов. Это вторая из случавшихся в мире крупных аварий с серьезными последствиями после Чернобыля.
Перед властями Японии и сегодня стоит задача ликвидации последствий аварии. Но даже хорошо обученные и экипированные спецы не смогли проникнуть внутрь самих взорванных реакторов, не получив смертельную дозу радиации. Так что, исследовательские работы пришлось поручить роботам.
В феврале 2017 года «умные» японские машины смогли подползти ко второму блоку АЭС, но эксперимент пришлось прервать - робот оказался блокирован фрагментами развалин.
Две другие попытки также завершились ничем - одни робот угодил в яму, другой пришлось бросить после бесплодных шестидневных поисков фрагментов топлива. Всего за последнее время японцы потеряли с десяток роботов-разведчиков, которые, кстати говоря, обошлись казне в сотни миллионов долларов.
Прошло уже больше десяти лет, но никто так и не смог определить, где находятся сотни тонн топлива из трех реакторов, которые пострадали из-за разгулявшейся стихии. Известно только, что оно перегрелось, превратилось в лаву и расплавило стальной контейнер. Что произошло потом, не знает никто. Вылилось ли топливо из реакторов или что-то осталось внутри? Собралось ли оно в единую кучу, растеклось лужей или разбрызгалось по стенам? Однако, не зная ответов на эти вопросы, нельзя составить план по ликвидации самой АЭС.
«Сложно создать робота, который сможет работать в неизвестных условиях, - сказал Хаджиме Асама, профессор Токийского университета, к которому в свое время обратилось за помощью правительство Японии. - Пока мы не отправили робота туда, мы не знаем, какие там условия. И мы не можем их изменить, когда работа кипит уже внутри».
Как рассказало издание Rusbase, За дело взялась лаборатория Toshiba и ее команда инженеров и ученых во главе с Кендзи Мацузаки. Он проработал в отделении ядерных разработок Toshiba более 10 лет, поэтому примерно понимал базовую структуру атомной электростанции.
Планировалось, что робот проведет в реакторе три дня, составляя его карту, идя по следам пропавшего топлива. Сам Мацузаки следил за его работой из центра управления на расстоянии 457 метров.
В назначенный день, в 4:30 утра техники Toshiba вошли в здание реактора, облачившись в полную защиту, и опустили робота. Управление велось с помощью специального контроллера, а на экранах – полная темнота. Первый день робот изучал обстановку - он выяснил, что контейнер оказался поврежден сильнее, чем ожидалось. Однако после восьми часов поисков следы топлива так и не удалось обнаружить, и техники вытащили робота наружу.
На следующий день машина снова погрузилась в реактор. Отведенное время до полудня подходило к концу, и Мацузаки начал нервничать. И тут на экранах, наконец, появились расплывчатые изображения, напоминающие сталактиты. Это были первые следы топлива. Робот покружил по зоне еще немного, тщательно все документируя, а затем его подняли на поверхность. Когда Мацузаки сообщил, что миссия успешно выполнена, центр управления взорвался аплодисментами.
Тем не менее, настал момент, когда из-за предыдущих неудач с применением роботов на аварийной АЭС, правительство Японии стало склоняться к варианту строительства вокруг Фукусимы саркофага на манер того, что возведен над Чернобылем.
С каждым потраченным миллионом долларов официальному Токио все труднее объяснять народу, что роботы – это их надежда.
По оценкам оператора АЭС «Фукусима-1» компании ТЕРСО, на окончательную ликвидацию последствий аварии на станции и демонтаж реакторов уйдет как минимум 40-45 лет и потребуется порядка 200 млрд. долларов.
Тем временем, утечки, которые дают разрушенная станция, все больше угрожают окружающей среде. Экологи не зря бьют тревогу: в водах Северного Ледовитого океана ученые нашли цезий с фукусимской АЭС.
В этой связи ABC News отметила, что японские инженеры спешат оправдать надежды соотечественников на «искусственный разум». Компания-оператор TEPCO приступила к обследованию внутренней части первого реактора с помощью новых роботов. Все должно было начаться еще 12 января и предполагало изучение состояния внутренней части реактора, где во время аварии 2011 года скопилось расплавленное радиоактивное топливо. В частности, планировалось направить к реактору шесть роботов с разными функциями. Однако перед началом работ выяснилось, что один из роботов не показывает уровень радиации. Кроме того, одна из шести видеокамер перестала фиксировать время. Но работы возобновились в феврале.
На первом этапе предполагается сделать снимки фрагментов расплавившегося топлива.
Робот с дистанционным управлением уже зондирует наиболее пострадавший ядерный реактор в первом блоке разрушенной АЭС и, по словам оператора станции, уже установлен направляющий путь для пяти последующих роботов. Эти «умные» машины попытаются оценить и взять образцы расплавленного топлива, которое «испускает смертельно высокое излучение».
Ожидается также, что работа продлится несколько дней, прежде чем начнутся полноценные зондажи воды, воздуха и почвы.
Более ранние анализы показали, что топливо в первом блоке погружено в высокорадиоактивную воду на глубину до двух метров. Выяснилось также, что 900 тонн расплавленного ядерного топлива остается внутри трех реакторов станции, в том числе около 280 тонн на блоке 1. Его удаление специалисты считаю сложнейшей задачей
Компания Tokyo Electric надеется использовать «роботизированную руку» для удаления первого совка расплавленного топлива в конце этого года из блока 2, где внутренние роботизированные зонды добились наибольшего прогресса.
В конце апреля правительство Японии приняло решение с 2023 года разрешить сброс в океан воды, прошедшей обработку в системе ALPS, которая очищает зараженную воду от 62 радиоактивных элементов, за исключением трития. Это решение вызвало озабоченность в соседних странах – в России, Китае Южной Кореи и КНДР. Возмущены этой инициативой и сами японцы. В то же время МАГАТЭ заявило о поддержке решения Токио.
Журналистов, которые изредка посещают Фукуксиму, где до аварии проживало более 280 тысяч человек, поражает тот факт, что в городе нет людей. Но время от времени многие японцы приезжают посмотреть на свое хозяйство. Никто из них не жалуется на судьбу и все радуются, что их дома оставались все эти 11 лет в целости и сохранности - в городе нет мародеров!
«Если Чернобыльскую зону в основном разграбили, то в Фукусиме все осталось почти в нетронутом виде. Типичный японский город, но только без людей. Многие дома идеально сохранились, жители покидали их в спешке, забирая только документы. Люди не знали, что сюда они уже не вернутся. В городе-призраке до сих пор работают светофоры, а вечером включается уличное освещение. Смотрится жутковато», - говорят представители местных властей.
Некоторые фукусимцы, несмотря на запрет полиции, вернулись домой уже через несколько дней, чтобы спасти брошенных во время эвакуации животных.
Газета The New York Times рассказала о Масами Йошидзаве - фермере из Намиэ, который вернулся на свое пораженное радиацией ранчо, потому что не мог позволить властям привести в исполнение правительственный приказ об убийстве животных.
«Эти коровы - живое свидетельство человеческой глупости здесь, на Фукусиме, - заявил Масами. - Правительство хочет убить их, чтобы стереть то, что здесь произошло, и восстановить для Японии ее доаварийный статус-кво. Я не позволю им это сделать».
Этот человек регулярно ходит по округе в поисках истощенных животных, которых ему иногда приходится тянуть за уши, чтобы заставить следовать за ним домой. При этом Масами пытается избежать полицейских блокпостов, хотя его пребывание в городе незаконно.
Тем не менее, его несколько раз ловили и заставляли подписать заготовленный бланк с извинениями за вход на запрещенную территорию. Масами подписывал, но прежде вычеркивал пункт с обещаниями не делать этого впредь.
Как оказалось, не все японцы надеются на операторов в вопросе радиационных замеров. В префектуре Фукусима, «ради всех детей Японии», объединились неравнодушные матери. Своими силами они создали с нуля лабораторию, чтобы тестировать на радиацию буквально все подряд: рис, морепродукты, воду, землю, мох и даже мусор из пылесоса. Интересно, что ни одна из этих женщин не владела специальными знаниями для такой деятельности, поэтому им приходилось учиться с нуля.
Сотрудница лаборатории Норико Танака говорит, что проблема радиации не ограничивается зараженной зоной. Кроме возможных вопросов со здоровьем существует социальный фактор - потенциальная дискриминация по отношению к подрастающим детям с загрязненных территорий. Не секрет, что некоторые подростки, эвакуированные из Фукусимы в другие префектуры, сталкиваются с предубеждением и издевками сверстников.
Предприимчивые японцы придумали, как заработать на городах-призраках, возникших после аварии на атомной электростанции Фукусима. За небольшие деньги туристов везут в покинутый людьми город Окума - ближайший к АЭС. Далее маршрут пролегает через Фукусиму и действующую ферму и рисовые поля, где исследуют влияние радиации на скот и растения. Японцы называют свой бизнес «ядерным туризмом».