Александр Сычев
Работы ведутся по двум видам этого оружия: гиперзвуковые планеры и гиперзвуковые крылатые ракеты.
Гиперзвуковые глиссадные аппараты (ГГА) не очень сильно отличаются от боеголовок баллистических ракет дальнего действия (МБР), по крайней мере, на ранних стадиях их полета. Как и МБР, ракетоносители доставляют их в верхние слои атмосферы, где из обтекателя выпускают один или несколько глиссадных аппаратов. Ракетоноситель выполнил свою работу, придав им необходимое ускорение, а далее аппараты на высокой скорости спускаются к цели, подруливая в зависимости от своего типа имеющимися плоскостями либо вертикальной плоскости, либо также и в горизонтальной.
Поскольку гиперзвуковые ракеты с активным участком скольжения имеют ряд общих черт с баллистическими ракетами, то, как правило, их поднимают в верхние слои атмосферы обычные МБР. Опасность этого способа запуска заключается в том, что не существует способа точно определить разницу между ядерной и обычной полезной нагрузкой на стартующей МБР. Поэтому запуск гиперзвуковых аппаратов с помощью баллистической ракеты вызовет ядерный ответ вне зависимости от характера боевой части. А это – конец света.
Другой способ применяется в случае с крылатыми ракетами. Для их разгона до гиперзвуковых скоростей используются особые двигательные установки. В США их называют scramjet – сверхзвуковой реактивный двигатель. Он начинает работать только на высоких скоростях. Поэтому эти ракеты запускают с быстро движущихся самолетов или используют дополнительный двигатель для достижения скоростей выше 3 Махов.
Когда гиперзвуковой двигатель запущен, крылатая ракета летит почти как традиционная крылатая ракета – наводится на цель, маневрирует. Но так это выглядит, так сказать, в первом приближении. На практике физика их работы гораздо сложнее – огромные скорости, температуры разогрева поверхностей, колоссальные перегрузки и многие другие факторы.
В настоящее время США имеют несколько ставших достоянием общественности программ гиперзвуковых ракет. Нельзя исключать, что их гораздо больше. Они все под грифом «Совершенно секретно». Но в 2020 году одна из них – программа Армии США Vintage Racer – совершенно непреднамеренно была раскрыта. Из того факта можно предположить, что есть и другие, более удачливые программы, все еще остающиеся в тени.
Одну из своих программ создания гиперзвуковой ракеты морского базирования ВМС США назвали Conventional Prompt Strike (CPS, «Обычный стремительный удар»).
Это гиперзвуковой планер, который запускается баллистической ракетой с кораблей и подводных лодок. В прошлом году моряки провели испытания первой и второй твердотопливных ступеней ускорителя, который будет разгонять планирующий блок, названный Common Hypersonic Glide Body (C-HGB) до скорости свыше 5 Махов. Этот планирующий блок, как утверждается, будет нести обычную боевую часть.
Развертывание этого оружия на кораблях и подводных лодках США ожидается в 2025-2028 годах.
Военно-морские силы разрабатывают также Наступательные противокорабельные средства (OASuW), маркированные как Increment 2. Об этой системе известно очень мало.
Программу называют также Screaming Arrow («Визжащая стрела»). Это гиперзвуковая крылата ракета большой дальности с атмосферным реактивным двигателем. Вооружить ею планируется палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet и F-35C.
Боеприпас должен быть достаточно легким и компактным, так по задумке командования ВМС, на истребителе должно помещаться четыре ракеты этого типа. В числе других требований — возможность посадки боевого самолета на палубу авианосца с неизрасходованными гиперзвуковыми ракетами.
Эти работы стали продолжением программы Increment 1, в рамках которой была создана дозвуковая противокорабельная ракета AGM-158C большой дальности.
Предполагаемое время развертывания Screaming Arrow неизвестно
Американские сухопутные войска тоже создают собственное оружие – Гиперзвуковое оружие большой дальности (Long-Range Hypersonic Weapon, LRHW), названное еще как Dark Eagle («Темный орел»).
Запускать планирующий блок, который создается совместно в ВМС, с наземных передвижных комплексов. Каждая установка вмещает два транспортно-пусковых контейнера. Дальность полета планирующего блока составит почти 2800 километров, а максимальная скорость – более 6 тыс. километров в час.
Установки планируется разместить, в частности, в Германии. Это снизит подлетное время до России до 15-20 минут.
Осенью прошлого года 17-я бригада полевой артиллерии Армии США получила учебные образцы и первую опытную батарею LRHW.
Но это пока еще не боевое развертывание. Разработки продолжаются.
ВВС США, пожалуй, самый богатый заказчик в области гиперзвукового оружия. Уже сегодня известно, по крайней мере, о трех проектах, которые ведутся в интересах военной авиации.
Один из них – Гиперзвуковая ракета воздушного базирования ARRW (Air-Launched Rapid Response Weapon) AGM-183А. Она работает по следующей схеме – самолет-носитель задает начальную скорость, необходимую для запуска ракетного двигателя планера, который разгоняет ее до сумасшедших скоростей. Американская пресса сообщала, что AGM-183А сможет разгоняться до 20 Махов и даже больше, а дальность полета составит около 900 километров.
В прошлом году ВВС США провели три испытания ARRW, и все были неудачными. В последний раз, в декабре, прототип ракеты AGM-183A не отделился от стратегического бомбардировщика B-52H Stratofortress.
Сроки предполагаемого развертывания системы намечены на нынешний и будущий годы.
Американские ВВС работают над системой, которую назвали «Гиперзвуковая атакующая крылатая ракета» (Hypersonic Attack Cruise Missile, HACM). Эта машина самая медленная из всех намечаемых гиперзвуковых ракет. У нее другая задача – летать невысоко и на небольшие расстояния, но активно маневрируя, чтобы избежать перехвата. На стадии маневрирования, который начинается после завершения этапа разгона с помощью ракетного двигателя, HACM будет использовать реактивную тягу.
Прототип должен появиться к 2026 году.
О проекте Mayhem, который в настоящее время разрабатывает Исследовательская лаборатория ВВС, практически ничего не известно. Лишь по некоторым утечкам можно предположит, что это будет гиперзвуковая крылатая ракета, использующая двигатель с переменным циклом. Она сможет летать на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях при работающем традиционном реактивном двигателе, а при выходе на ударные позиции включать ракетный ускоритель, который разгонит ее до гиперзвука.
Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) ведет работы над несколькими проектами. В настоящее время известно о двух.
Первый – Operational Fires (OpFires). Судя по названию, система будет носить оперативный, тактических характер. Это – ракета средней дальности (до 5,5 тыс. километров) с обычной боеголовкой, которую будут запускать с грузовых самолетов С-130 Hercules и C-17 Globemaster III.
Транспортники с гиперзвуковым оружием предполагается разместить на базах, а в случае угрозы поднимать в воздух. Там они будут летать и ждать приказ нанести удар по цели.
Ракету для транспортников создала компания Raytheon. В сентябре прошлого года ее испытали и, как сообщалось, успешно. После сброса с самолета она достигла скорости в 6200 километров в час.
Войска могут получить ее уже в будущем году.
Вторая ракета известна под названием Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC, Концепт гиперзвукового атмосферного оружия). Это гиперзвуковая ракета класса «воздух-воздух», использующая реактивный двигатель, разработанный компаниями Raytheon и Northrop Grumman. Она будет летать на скоростях выше 5 Махов. На начальном этапе полета ее будут разгонять ракетные ускорители, а затем включится scramjet. Ожидаемая дальность и максимальная скорость HAWC пока не раскрываются.
Имея около десятка собственных программ, Вашингтон пытается также воспользоваться научно-техническим потенциалом других стран. Недавно США заключили с Японией договор о сотрудничестве в области разработки гиперзвуковых ракет.
В Вашингтоне с большим уважением, и вполне обоснованно, относятся к научной мысли японцев и их обязательности. К тому же у японцев уже есть кой-какие наработки. Они в течение нескольких лет проводили исследования в различных сферах, связанных с гиперзвуковым оружием, хотя делали это в основном в интересах других областей, таких как спутниковая навигация и ракеты на твердом топливе. Однако обретение Китаем собственного гиперзвукового оружия и испытания, которые проводит Северная Корея, подтолкнули Токио заняться и чисто военным аспектом вопроса.
На сайте Агентства по закупкам, технологиям и логистике, правительство Японии сообщило недавно, что намерено обзавестись двумя классами гиперзвуковых систем — крылатыми ракетами и планирующими боевыми блоками. Прототипы должны появиться в период с 2024 по 2028 год, а на вооружение гиперзвук встанет в начале 2030-х годов.
Аналогичное соглашение США заключили также с Австралией, которая разрабатывает собственное гиперзвуковое оружие. Правда, в последнее время в Канберре заговорили о переориентации проекта на создание пассажирского гиперзвукового самолета. Мол, это интереснее в плане финансовой отдачи. Тем не менее, наработки есть, и они очень интересуют США.
Совместная программа предусматривает работы по созданию гиперзвуковых крылатых ракет с твердотопливным атмосферным ракетным ускорителем. Ими американцы планируют вооружить истребители авианосного базирования, а также самолет морской разведки P-8A Poseidon.
Первый полет совместного прототипа ожидается в 2024 году.