«На наших глазах разворачивается противостояние. Небольшое по территории и по численности населения государство, Литва, противостоит открыто и откровенно Китайской народной республике.
И это противостояние сейчас становится важным фактором мировой политики. Потому очень многое зависит от того, чем закончится это противостояние.
Из-за чего начался конфликт? По двум причинам.
Во-первых, европейские страны – и Литва, в том числе – всё последнее время жёстко критикуют КНР за нарушения прав человека – особенно в Гонконге и в Синдзянь-Уйгурском автономном районе, населённом в основном исповедующими ислам.
Характерно, что обычно, когда речь идёт о тех, кто исповедует ислам, за них вступаются исламские государства, но вот в отношении Китая они держатся очень осторожно, не хотят ссориться. А европейские государства критикуют, критиковала и Литва.
Вторая причина конфликта – это некий испуг, который охватил европейские страны, которые ещё недавно страшно радовались растущему товарообороту, и вообще - экономическому сотрудничеству с Китаем.
Ещё недавно это был вожделенный рынок и все мечтали, как бы побольше своего товара производить в Китае. А в последнее время наступил испуг. По двум прчинам.
Во-первых, стали бояться доминирования китайских компаний в сфере высоких технологий; стали подозревать китайцев в том, что они на самом деле распространяют шпионское оборудование, и что очень опасно доверять этот рынок китайцам.
Во-вторых стали опасаться китайской экспансии. Китай охотно предлагает инвестиции, строить инфраструктуры, но все стали побаиваться китайцев – потому что, придут, укоренятся и не уйдут.
Очень заметные вещи. Великобритания и Швеция отказали китайским компаниям в работе в высоких технологиях, Дания отказалась продать Китаю военную базу в Гренландии, а Литва отказалась от китайских денег, которые должны были пойти на реконструкцию Клайпедского морского порта.
Но это достаточно общие причины. А Литва по-настоящему поссорилась с Китаем из-за Тайваня.
Из-за острова Тайвань, который достаточно небольшой, но сейчас это средоточие сложнейших проблем. Всё дело в истории. В далёком 1949 году, когда китайская коммунистическая партия во главе с Мао Цзэдуном выиграла гражданскую войну, которая долго шла, в результате того, что в 1945 году советская Красная армия нанесла удар по японским войскам, расквартированным в Маньчжурии, разгромила их, и огромный арсенал трофейного оружия был передан китайским коммунистам и они одержали победу над своим противником из партии Гоминдан, над правительством, которое возглавлял Чан Кайши.
И гоминдановцы бежали из континентального Китая на остров Формоза, теперь он называется Тайванем.
И 1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил создание КНР. Но признали его только Советский союз и другие социалистические страны.
Остальной мир признавал правительство, которое переместилось на остров Формоза.
И продолжалось это довольно долго. Потом, когда стало ясно, что китайские коммунисты пришли всерьёз и надолго, пошёл процесс признания Китая. В конце концов абсолютное большинство стран признали правительство в Пекине и разрывали официально дипломатические отношения с Тайванем.
Ну, как разрывали? Формально разрывали, а фактически просто переформатировали свои отношения, и вместо посольства там появлялось какое-нибудь представительство, комиссия, куда назначались те же самые профессиональные дипломаты, но не официально. Они подавали в отставку в Министерстве иностранных дел и переходили на работу в эту комиссию, которая отправлялась в Тайбэй, главный город Тайваня, потом возвращались и продолжали службу в Министерстве иностранных дел.
И так поступили практически все страны.
Советский союз никогда не признавал Тайвань, считал его раскольниками, абсолютно всегда всецело был на стороне КНР, которая старалась вернуть Тайвань, в том числе и военным путём.
Так вот, СССР перестал существовать и новая Россия тоже установила отношения с Тайванем. Там появилась Московско-тайбэйская комиссия, и начался торговый оборот. Тайвань очень успешен экономически, там передовые наука, техника, технологии и так далее.
И многие страны с удовольствием с Тайванем сотрудничали, соблюдая обязательства. Они заявляют о том, что Китай – един, что Тайвань – это часть континентального Китая, и минуют просто Тайбэй.
И Литва в 1991 году, когда Китай признал самостоятельную Литовскую республику, тоже подписалась под обязательством признавать единство Китая.
Но в конце прошлого года Литва сначала поддержала возвращение Тайваня в состав ВОЗ, он был исключён, поскольку нет такого государства формально, а Литва и ещё некоторые государства заявили, что это неправильно, что Тайвань играет важную роль в современной жизни и надо его вернуть.
Тогда в Пекине выразили неудовольствие.
Но дальше – больше. Литва изменила формат отношений с Тайванем и в Вильнюсе появилось представительство не Тайбэя, то есть главного города Тайваня, с чем в Пекине мирились, а Тайваня, и вот это в континентальном Китае, в Пекине, сочли нарушением всех обязательств и прямым оскорблением.
Пекин отозвал своего посла из Вильнюса, настоятельно рекомендовал Литве отозвать своего, и, более того, уровень посольства был понижен, в одностороннем порядке, - этакий офис временного представительства в делах. И потребовали от литовских дипломатов в Китае сдать свои дипломатические карточки. Они страшно этого испугались, - что за этим может последовать что-то вроде ареста, и всех их быстро эвакуировали из Пекина.
Более того, Литву вычеркнули из таможенных ведомостей: и литовские товары прибывали в Китай, а таможенный инспектор говорит, что нет такой страны, не можем вам разрешить растаможить товар.
Но дальше – больше. Китай заявил, что европейские компании, которые производят товары, хотя бы частично созданные на территории Литвы, свой товар поставлять в Китай не смогут.
То есть проблема вышла за пределы Литвы и оказалась проблемой всего Европейского союза».
Целиком выпуск можно посмотреть здесь.