Posted 19 января 2022, 06:44
Published 19 января 2022, 06:44
Modified 7 марта, 13:00
Updated 7 марта, 13:00
Краткое содержание доклада организации опубликовала The Aviation Herald.
«Поскольку во время проверки перед вылетом в Афинах и после различных осмотров самолета в Беларуси и Литве не было обнаружено ни бомбы, ни доказательств ее существования, считается, что угроза взрыва была заведомо ложной», — цитирует данные отчета телеканал «Дождь»*.
Эксперты не указали, какое именно лицо или государство они обвиняют в «совершении этого акта незаконного вмешательства».
Узнав о том, что виновная сторона не названа, глава белорусского Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский заявил о невиновности белорусской стороны. Сикорский указал, что ИКАО, очевидно, приняла доводы Белоруссии о том, что перехвата самолета со стороны этой страны «не было».
Между тем, авиаэксперты ИКАО обнаружили несостыковки в заявлениях белорусских властей относительно посадки самолета: белорусская сторона представила экспертам не само сообщение о минировании, а только его скриншот, по которому невозможно определить метаданные. При этом в скриншоте было указано измененное время получения сообщения о «минировании»: оно было установлено на полчаса раньше того, что было указано изначально.
Сомнения экспертов в правдивости белорусской стороны, заявлявшей об угрозе минирования, вызвало также и то, что, получив сообщение об угрозе взрыва на борту лайнера, Минск не ввел режим антитеррористической операции и не эвакуировал пассажиров и экипаж из самолета при посадке, как того требовал бы протокол безопасности, если бы власти получили реальное сообщение о бомбе на борту.
После инцидента белорусский авиадиспетчер, которому приказали посадить самолет, бежал в Польшу и рассказал, что сообщение о минировании было заведомо ложным, и что операцией по захвату самолета руководило белорусское КГБ.
ЧП с самолетом Ryanair рейсом «Афины-Вильнюс» произошло 23 мая 2020 года. Лайнер совершил экстренную посадку в аэропорту Минска. Причиной стало предупреждение о «бомбе» на его борту, поступившее от белорусских диспетчеров. Для того, чтобы принудить гражданский лайнер к посадке, белорусские власти подняли в небо истребитель.
Пилоты лайнера пожаловались, что при нахождении на белорусской земле местные силовики оказывали на них давление, принуждая их дать показания о том, что посадка лайнера в Минске якобы была «добровольной». Однако пилоты Ryanair отказались поступиться совестью.
Между тем, Протасевича и Сапегу доставили в СИЗО. Вскоре после этого на близких к Лукашенко каналах вышли видеозаписи с «признаниями» Протасевича и Сапеги в совершении преступлений, при этом на лице Протасевича виднелись явные следы пыток. Вскоре после этого Сапеге и Протасевичу предъявили им уголовные обвинения в организации массовых беспорядков, разжигании социальной вражды и розни. Вскоре после задержания. Под напором международной общественности и на фоне санкций, введенных США и ЕС против Белоруссии по обвинению в захвате гражданского самолета белорусские силовики выпустили Сапегу и Протасевича из СИЗО и перевели обоих под домашний арест.
Сейчас в тюрьмах и СИЗО Белоруссии находятся свыше 450 россиян.
*Внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.