Мы живем внутри обновленной версии большевизма, напоминающей ее отчасти по методологии, но больше — по бюрократической какой-то бесстрастной жестокости. Мы живем внутри большевизма без идейности. Молчаливого большевизма. Из всех лозунгов последнего 20-летия не составить и один том ленинского собрания сочинений. В общем, это такой упрощенный ремикс.
Так вот, вернемся к котикам и цитатам. Есть и третий тип. Вместо котиков и цитат эти люди постят некрологи. Ну буквально все реплики сводятся к тому, что наш герой знал того или этого умершего. Был на короткой ноге. Пил водку. Брал интервью. Безответно любил. Не разделял, но скорбит. Внебиографичные расхлябанные типы, присасывающиеся к другим, подобно пиявкам, дабы насытить себя энергией. Даже не для жизни уже. Жить они не умеют и не хотят. Для самопрезентации в очередной лакейской.
В контексте все более участившихся некрологов, заметила, что СМИ постоянно пишут о возрасте звезд шоубиза и политиков. Это очень старые люди, «им ничего не надо». Как раз им и надо! Им очень хочется жить. Ну и ресурса, конечно. И одно прямо вытекает из другого. Такова власть геронтократов. Молодым же жить не хочется. Зачем им это? Они и так живут. То есть, не испытывают жадной необходимости поддерживать и продлять свое существование. Кстати, с этой точки зрения очень странно выглядит расхожее «пора и о душе подумать». Определенно, чем старше человек, тем больше он думает именно о продлении жизни тела.
Комплексы не обязательно выдают некую ущербность характера. Скорее они говорят о завышенных требованиях, перфекционизме и адекватности. Куда страшнее люди без комплексов. Ежели речь не о суперумных, успешных, красивых и пр. Это целые боевые отряды «полюбивших себя» посредственностей.
Известный психолог и коуч Юрий Мурадян прокомментировал мои реплики следующим образом:
«Хочу» используется человеком с самых первых дней рождения, когда он тянется за молоком к груди матери, он пока ещё не может выразить это словами, но передаёт свои желания всеми возможными телесными и звуковыми признаками, показывая, что именно он хочет. По мере своего взросления человек продолжает чего-то хотеть. Сначала это игрушка, после — желание отделиться и жить самостоятельно. Моя бабушка, которой недавно исполнилось 94 года, тоже чего-то хочет, к чему-то стремится. Она хочет поехать в Варшаву, где она раньше жила, хочет вылечить ногу, которая у неё побаливает.
«Я не хочу, зачем мне это надо?» — это не вопрос возраста, это всегда вопрос потребностей. Сейчас модно говорить «Жить в потоке, по течению», и я бы не относил это к возрасту, я бы относил эту историю конкретно к актуальным потребностям, которые есть у человека здесь и сейчас. Когда потребности согласуются с действиями. Если на данный момент у человека есть потребность заботиться о себе, быть в релаксе, спокойствии, вести размеренный образ жизни, то именно это будет его «хочу», а не что-то другое.
Так же, если у человека потребность в личных отношениях, то ничто не заставит его достигать чего-то, к примеру, на профессиональном поприще. Попробуйте-ка сбить с пути слона, который находясь за 10 километров от самки, почувствовал её феромоны, и у него есть всего лишь несколько дней, чтобы добежать до неё, потому что цикл её брачного периода длится всего лишь до семи дней. Всё так же у человека: когда ему что-то действительно нужно, он стремится это получить и он действует. А если это ему в действительности не нужно, он говорит: «Мне это не надо», или использует какие-то другие схемы для того, чтобы избежать взаимодействия с тем, что ему не нужно.
Комплекс бессознательных процессов формируется в человеке именно на бессознательном уровне и может управлять его поведением. Отличают два типа комплексов: физические и психологические. К примеру, к физическим комплексам можно отнести комплекс лишнего веса. К психологическим — комплекс неполноценности. Физические комплексы можно как-то увидеть, заметить. Человек может говорить «Вот у меня большой нос» или «У меня низкий рост». Психологические же комплексы внушают человеку, что он недостаточно хорош, чего-то недостоин. Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что если человек ведёт себя открыто, ярко и очень эмоционально, у него нет комплексов, поскольку я не встречал в своей практике людей, у которых абсолютно отсутствовали бы какие-либо бессознательные процессы. Это как мышечные зажимы, которые в ходе жизнедеятельности так или иначе возникают даже у самых прокачанных йогов или растянутых атлетов. Возникают моменты, когда нужно проработать определенную мышцу. Комплексы — это бессознательные процессы, формирующиеся на бессознательном уровне, и, как правило, комплексы человек может заметить уже по результатам своей жизни.
У каждого человека есть некая стратегия поведения, которая им управляет, насколько она адекватна — нельзя сразу оценить, это можно определять, глядя на то насколько он удовлетворён своей жизнью и счастлив. Я считаю, что намного полезней быть человеком, который себя любит, чем тем, который себя обесценивает и находится в постоянном внутреннем конфликте. Поэтому люди, которые демонстрируют заботу о себе, делая это не через унижение других людей, без нарциссической позиции «Я лучше знаю, как жить», — для меня абсолютно нормальные люди, принявшие решение, как им комфортно появляться в этом мире. Ещё раз повторюсь: человек, который заботится о себе, проявляет внимание к себе, не нарушая границы других людей — более устойчивая личность, чем тот, для кого важно, что подумают о нём другие люди, ставящий их мнение выше, чем своё мнение о самом себе. Очень важно не переходить черту, но тут тоже очень сложно определить какие-то критерии, чтобы сказать: «Эта черта пройдена, а эта — нет». Поэтому предлагаю в этих вопросах ориентироваться на нашу человеческую интуицию.»
Я вечно ругаю психоаналитиков, поддеваю ортодоксальных психиатров, но посыл Юрия Мурадяна мне близок. К слову, теперь люди с неврозами и иными легкими расстройствами, обратившись к психиатру, рискуют оказаться в базе МВД. Данная мера объясняется желанием не допустить «проблемных» водителей к управлению автотранспортом. Но мне кажется, что мы находимся на подступах к карательной психиатрии. Так что тем людям, кому жизненно необходимо излить душу, стабилизировать состояние, да и просто побеседовать с вменяемым человеком, лучше напрямую обращаться к коучам. К тому же советы, которые нам предлагают медиа и масскульт становятся слишком радикальны.
То не вглядывайтесь в бездну, теперь не смотрите наверх. На самом деле все едино — не разгадывайте природу вещей, ибо она ужасна. Осознавший природу вещей либо сойдет с ума, либо умрет. Однако, бездна лишена всякой сакральности и находится на расстоянии вытянутой руки. «Не смотрите наверх» — это про то, что апокалипсис пройдет относительно безболезненно и страдать по его поводу уже не обязательно. «Меланхолия» была до постмодерна, в постмодерне меланхолии нет. Фильм про то, как инфицированный нынешней Россией глобальный мир стал слишком похож на нее, пропитался попсовыми иллюзиями спасения и про кризис компетентности. Почему это произошло?
Люди больше не следуют рациональным и моральным мотивациям. Я говорю о морали в первую очередь как об общественной целесообразности. Невыносимая легкость бытия убивает самое себя. Это выпукло советский фильм, с советскими типажами. Брошенная женщина, швыряющая предметы в гламурную вертихвостку — очередная Ирина Муравьева. Под Ди Каприо тоже загримирован какой-то Ипполит или кто там у вас… Профаническое левачество зашкаливает. Хотя любое левачество — профаническое по определению. И нет ни одного положительного героя. Или хотя бы привлекательного. Раньше Голливуд следовал стандартам и выдавал хеппи-энды. Теперь вас готовят к тому, что хеппи-энда не будет. В этом смысле картина — есть политическое заявление. А вообще неприятно, что мир оказался мосфильмовской подделкой.
Ежели и говорить о пророческом, актуальном кино, то для меня это фильмы «Елена» и «Паразиты». Абсолютно политические манифесты. Кто правит миром? Коммунальщики-выживальщики, неосоциалистические зомби, питающиеся из низших материй. А «Не смотрите наверх» — уже следствие. Ибо примитивные, микробные особи не в состоянии продумать бытие в долгосрочной перспективе. Поэтому апокалипсис — не «сатанинский» концепт, а самый что ни на есть человеческий. Самый человечный. Как Ленин.