Виктор Левин
«6 января текущего года Комитетом национальной безопасности начато досудебное расследование по факту государственной измены, по статье 175 части 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан. В этот же день по подозрению в совершении данного преступления задержаны и водворены в изолятор временного содержания бывший председатель КНБ Карим Масимов и другие лица», — сказано в официальном сообщение Комитета.
Госизмена - это, как говорится, не по карманам тырить. Статья расстрельная. И заслужить ее можно только большими злодействами - например, организацией "народного" восстания или госпереворота, влекущими за собой сотни человеческих жертв и гигантский материальный ущерб.
Еще 6 января Масимов и его заместитель сидели на совещании Совбеза Казахстана, который впервые после смещения Назарбаева с поста главы Совбеза проводил президент Токаев.
Несложно догадаться, о чем могли говорить эти хорошо знающие друг друга руководители государства.
Кому пришло в голову поднять цены на топливо до неприемлимого для народа уровня?
Откуда взялись заводилы среди протестующих граждан? Кто дал им оружие? Кто привез их из аулов и провинциальной глуши в бывшую столицу Алма-Ату?
Почему фронтменами уличного протеста стали отпетые уголовники, мародеры и убийцы (это при том, что ни простые работяги, ни население крупных городов криминальными талантами не отличаются)?
И самое главное - почему ни спецслужбы, на республиканская гвардия, ни полиция, ни армия общим число в 110 тысяч вооруженных и специально подготовленных профессионалов не делали НИЧЕГО, чтобы противостоять разгулу толпы?
Ответ на эти вопросы лежит в личных связях назарбаевской властной и околовластной верхушки.
Вчера в Казахстане задержан криминальный авторитет Арман Джумагельдиев, известный как "Дикий Арман".37-летний бандит считается самым влиятельным криминальным авторитетом Казахстана, еще более 10 лет назад подмявший под себя все уголовные группировки на севере и в центре страны.
Понятно, что коронование на преступный трон не обошлось без прямой поддержки властей. В 2005 году Дикий Арман состоял в политическом движении в поддержку Нурсултана Назарбаева, участвовал в силовых разгонах оппозиционеров.
Хорошо известно, что "неприкасаемый" Джумагельдиев - это правая рука и близкий сподвижник Кайрата Сатыбалды - племянника Нурсултана Назарбаева, одного из богатейших людей Казахстана.
Только совсем нелюбопытные граждане в Казахстане не знают, что Кайрат Сатыбалды много лет является неформальным лидером религиозных радикалов страны и управляет хорошо структурированными военизированными подразделениями, главным образом, в южных регионах республики.
На этом цепочка не заканчивается. У Кайрата Сатыбалды есть родной брат - 43-летний Самат Абиш, первый заместитель председателя Комитета национальной безопасности Казахстана, сын брата Назарбаева, погибшего в автокатастрофе в 1981 году.
Именно он – согласно свидетельствам очевидцев – стал одним из инициаторов первых агрессивных нападений в центре Алматы 5-го января нового года. А задержанные в Шымкенте провокаторы рассказали, что за участие в беспорядках им платили.
«Беспорядки, которые происходят в Алматы — в вотчине Самата Абиша — прямое следствие того, что он пошёл ва-банк и играет против Токаева чуть ли не в открытую», — поделился своим мнением в эфире «Эха Москвы» известный журналист Лукпан Ахмедьяров.
Вместе со своим начальником Каримом Масимовым он был убран со своего поста указом президента Касым-Жомарта Токаева двумя днями ранее.
Между тем Комитет национальной безопасности - это иммунная система страны, орган сходный по многим функциям с американским ФБР, советским КГБ или российским ФСБ.Вот теперь понятно, почему о базах по подготовке "боевиков" размещённых в труднодоступных местах ( в горах ) никто и ничего не знал. Ведь это курировало само руководство по Национальной Безопасности.
Днём 7 января Телеграм-канал Orda.Kz внезапно сообщил об аресте генерала Самата Абиша. Спустя час это сообщение было удалено с извинениями за ошибку, однако, успело разойтись по зарубежным СМИ и вызвало фантастически бурную реакцию в социальных сетях. Как бы там ни было, а все понимают, что дыма без огня не бывает. И если Самат Абиш не за решеткой, это не значит, что будущее ближайшего родственника "отца нации" при Токаеве хоть чем-нибудь гарантировано. Не исключено, что его шеф масимов расскажет на следствии интересные подробности для будущей посадки своего бывшего зама.
В прошедшие дни, на фоне полного бездействия силовиков, президент Касым-Жомарт Токаев подавлял «частные военизированные бригады» на улицах Алматы силами едва ли не исключительно своей личной охраны: армия заняла выжидательную позицию, а силы правопорядка были деморализованы, как в Москве 1993 года.
Это и стало причиной обращения к России за помощью.Поговаривают, что открытому конфликту племянники елбасы, вероятно, готовились заблаговременно, понимая простую вещь: дядя не вечен. Протесты на западе страны стали для них лишь удобным моментом для манипуляции и давления на официального президента.
«Увидев, что они отстранены Токаевым от власти, племянники Назарбаева быстро мобилизовали простой малограмотный люд юга, вчерашних жителей аулов предгорий Каратау и долины Чарына, — пишет у себя в блоге профессор-историк Андрей Зубов. — Думаю, они готовились к такому варианту ответа уже давно, посадив на все важные должности в силовых структурах страны и, особенно южных областей, единомышленников — радикальных исламистов.И потому, когда напуганный размахом мирного протеста, требовавшего уже и его смещения, Токаев решил вызвать свои войска — войска не вышли. Генерал Самат Абиш отдал иной приказ. И в брошенный силовиками двухмиллионный город Алматы стали вливаться <...> выходцы из аулов, единодушные и единоверные и талибам, и их сиятельным приверженцам в казахской элите».
"В общем, для сохранения своей власти Касым-Жомарт Токаев и прибегнул к отчаянному шагу — помощи сил ОДКБ. - резюмирует аналитик Андрей Нальгин. - Шаг этот воспринимается сегодня в Казахстане неоднозначно. Патриоты заявляют об опасности «оккупации» со стороны России. Аполитичные обыватели и бизнесмены скорее поддерживают любую внешнюю помощь в наведении порядка. Но, вероятно, исход короткой борьбы за власть уже предрешён".