Posted 6 января 2022,, 16:30

Published 6 января 2022,, 16:30

Modified 7 марта, 13:11

Updated 7 марта, 13:11

Байконур сегодня

Российский бизнес в Казахстане: кто захочет «отжать» его у хозяев

6 января 2022, 16:30
Фото: simotron.wordpress.com
Байконур сегодня
Российский частный и государственный бизнес за 30 лет правления Нурсултана Назарбаева вложил в казахстанские проекты более 40 млрд. долларов. Возникает естественный вопрос: не пострадают ли в результате беспорядков в крупнейших городах республики российские бизнес-интересы? Отвечаем...
Сюжет
Газ

Сергей Крон

Россия - главный внешнеторговый партнер Казахстана с оборотом в 2020 году 17,2 млрд. долл. Евразийский банк развития (ЕАБР) сообщил, что в стране действует более 7 тысяч совместных предприятий, в которые инвестировано 11,2 млрд. долларов только за один 2020 год.

По мнению журнала Forbes, свергнутый елбасы (национальный лидер) Казахстана Назарбаев оставил заметное деловое наследство в части проектов с российским бизнесом. Тем более, что к инвестициям из соседней страны все эти годы официальная Астана относилась дружественно.

По подсчетам Евразийского банка развития (ЕАБР), среди «инвестиционных пар» стран СНГ Россия и Казахстан занимают первое место по объему взаимных прямых иностранных инвестиций.

В Казахстане действуют многие крупные российские частные и государственные компании — «АвтоВАЗ», «ВымпелКом» («Билайн»), «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», «Лукойл», «Росатом», «Русал» и другие. У ведущих российских банков в стране есть «дочерние» структуры.

Даже пресловутый жидкий газ, из-за которого начались протесты, производят в Оренбурге на заводе «Газпрома». В середине нулевых отказ Казахстана от планов строительства собственного газоперерабатывающего завода был частью личных договоренностей Путина и Назарбаева. «Национальное достояние» добывает газ в рамках СП «КазМунайГаз», 90% которой у государственного фонда Samruk-Kazyna.

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков , напомнил «НИ», что на нескольких добывающих проектах в Казахстане успешно работает российская корпорация «Лукойл». На суше она участвует в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), который протянулся от месторождения Тенгиз до Новороссийска. Совместно с Shell, ENI, Chevron и «КазМунайГазом» «Лукойл» разрабатывает месторождение Карачаганак в 140 км от города Уральска.

На месторождении Кумколь в 200 км от Кызылорды российская компания работает совместно с китайской CNPC. На месторождениях «Тенгизском» (одном из крупнейших в мире) и «Королевском» в Атырауской области компания работает с 1997 года совместно с Chevron, ExxonMobil и «КазМунайГазом».

Компания Александра Несиса «Полиметалл» вошла в золоторудный проект «Кызыл», включающий в себя месторождения Бакырчик и Большевик. По данным Forbes, совет директоров «Полиметалла» запустил «Кызыл» в разработку.

Обогатительную фабрику на проекте запустили в 2018 году, тогда же получили первый золотой концентрат и достигли проектной производительности в объеме 150 nsc/ тонн в месяц.

Наиболее важен Казахстан для «Росатома», который владеет долями в ряде крупных уранодобывающих проектов страны. Казахский уран считается одним из наиболее дешевых по себестоимости добычи, а страна в последние годы является мировым лидером по добыче природного урана.

По данным Всемирной ядерной ассоциации, в 2020 г. добыча урана в Казахстане составила 19 800 тонн, это около 41% от мирового производства. При этом весь «Росатом» добыл лишь около 7100 тонн, на долю российских активов из этого объема пришлось лишь около 40%.

Компания Rusal Олега Дерипаски владеет 50% казахстанской угольной компании «Богатырь Комир». Вторая половина - у фонда Samruk. «Еврохим» инвестировал в Казахстан около 200 млн. долларов.

IT-сектор также заинтересован в казахском рынке. «Билайн» - второй провайдер сотовой связи в стране, владелец местного оператора «Кар-Тел», он же K-Mobile.

Кроме того, российские банки, в числе которых Альфа-банк, ВТБ, «Хоум Кредит» и другие, активно работают в стране на розничном рынке. На начало 2020 года банки с российским капиталом составили 11% всего банковского рынка республики . Массовый отток вкладчиков, неизбежный при таких любых катаклизмах и революциях, может привести к кризису ликвидности и ударить по «большим» брендам за пределами республики.

При этом в последнее время активизировались переговоры по возможному инвестированию в Казахстан российских энергокомпаний. В частности, государственная «Интер РАО» намерена создать в стране СП по импорту российской электроэнергии. В Казахстан переместилась значительная часть майнеров криптовалют после запрета их деятельности в Китае, что вызвало резкий всплеск энергопотребления в стране.

Россия и Казахстан совместно управляют космодромом Байконур. Согласно информации администрации Байконура, в городе проживают около 76 тыс. человек, включая 25 тыс. граждан России, 50 тыс. граждан Казахстана и 1000 граждан других государств. По соглашению 1994 г., Россия ежегодно платит за аренду космодрома Байконур 115 млн. долларов.

По сообщению казахских СМИ, ситуация в городе Байконур спокойная, правоохранительные органы работают в штатном режиме.

Тем временем в Нур-Султане подсчитали: общая сумма ущерба от беспорядков в Казахстане составляет, по приблизительным подсчетам, 40 млрд. тенге (около 91 млн. долларов), в Алматы - 39,5 млрд. тенге (89,8 млн. долларов). «Характер ущерба в основном заключается в порче фасадов и помещений, а также имеют место многочисленные факты краж дорогостоящей техники, оборудования, предметов интерьера, товарных запасов», — говорится в сообщении Национальной палаты предпринимателей страны «Атамекен». Всего в стране выявили около 300 пострадавших бизнесов, расположенных в 43 объектах страны. В основном ущерб понесли предприятия, работающие в сферах торговли, общепита, транспорта, услуг и в финансовом секторе. Об ущербе предприятиям малого и среднего бизнеса, принадлежащим россиянам, ничего не известно. Тем не менее, многие эксперты считают, что, даже если в Казахстане сменится политическая власть, вряд ли кто-то рискнет отнять активы у ключевых игроков рынка СНГ. И даже в случае падения президента Токаева, «отжать» бизнес у россиян будет практически нереально.

"