Posted 6 января 2022,, 15:06

Published 6 января 2022,, 15:06

Modified 7 марта, 13:11

Updated 7 марта, 13:11

Один с сошкой – семеро с ложкой. Почему протестуют граждане Казахстана

Один с сошкой – семеро с ложкой. Почему протестуют граждане Казахстана

6 января 2022, 15:06
Фото: Фото: Соцсети
Несмотря на очень впечатляющие внешне цифры, реальный уровень благосостояния жителей этой страны низкий.
Сюжет
Цены

Экономический аналитик, ведущий блога «Кризистан» объяснил в своей публикации истинную подоплеку массовых беспорядков в Казахстане.

Казалось бы, и бензин в этой стране стоит всего 35 рублей на наши деньги (напомним, что непосредственным поводом к протестам стало повышение цены сжиженного газа с 10 рублей за литр, до 21 рубля (с 60 до 120 тенге). Да и вообще в России цены выше на все, особенно если посмотреть на эту картинку.

Низкая по сравнению с большинством европейских стран безработица, особенно среди молодежи – 3,7%, тогда как многие государства мечтают достичь хотя бы 10, не говоря уж о 5%.

А ведь пенсионный возраст в Казахстане уже поднят, то есть вакансии, которые могли бы освободиться при старом пороге 55/60, остаются занятыми.

По ВВП на душу населения Казахстан почти сравнялся с Россией. По прогнозу МВФ, в 2022 году там он будет $10,51, а у нас $11,66 тысячи. Да и средняя зарплата тоже: 249349 тенге, или 43,3 тысячи рублей.

В 2022 году в Казахстане МРОТ вырос на 41,5%, и стал 60 тысяч тенге или 10421 рубль. В России он всего на 30% выше, тогда как газ обходится населению в несколько раз дороже.

И все же казахстанцы недовольны. Почему? Подвох в уровне занятости. Именно он и прекрасную картинку рынка труда в этой стране. Оказывается, что от общей численности населения количество трудоустроенных граждан составляет всего 46,7%. То есть на каждую зарплату приходится 1,5-2 человека. Причем не только на среднюю, а и на минимальную! То есть очень часто один человек кормит всю семью. Так что и 10 рублей за 1 литр сжиженного газа для них очень дорого. Потому и протестуют.

Кроме того, географическое неравенство зачастую усугубляет социальное. Неравномерный и неравный ландшафт развития человеческого капитала в Казахстане был представлен Центром исследований и консалтинга в ходе обсуждения Индекса человеческого капитала, организованного Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан в начале октября 2020 года.

Вот как оценивает проблему неравенства Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа Морто:

Было поразительно видеть огромные различия между четырьмя регионами: например, по уровню доходов существует четырехкратная разница между регионами с высокими и низкими показателями, по рождаемости север страны можно сравнить с Европой, в то время как юг отражает тенденции стран с низкими доходами, а северо-запад Казахстана по продолжительности жизни схож со странами Африки.

Результаты PISA аналогичным образом подтверждают различия в уровне человеческого капитала по Казахстану – согласно исследованию, регионы с низкой успеваемостью отстают от регионов с высокой успеваемостью в среднем на 4 года обучения, демонстрируя слабые результаты как в сельских, так и городских школах, в то время как в регионах с наиболее высокой успеваемостью наблюдается наибольший разрыв между сельскими и городскими школами. Северный Казахстан является вдохновляющим примером региона, где и общий уровень успеваемости по региону высокий, и разрыв между городскими и сельскими школами – один из самых незначительных.

До вспышки COVID-19 6 из 10 учащихся в Казахстане были функционально неграмотными – и это в стране с уровнем дохода выше среднего, где среднестатистический ребенок завершает 13,7 лет обучения в школе. Пандемия грозит привести к функциональной неграмотности еще более 100 000 учащихся.

Функциональная грамотность – это не то же самое, что «обычная» грамотность. Грамотные учащиеся вполне могут запомнить большинство столиц мира или выучить наизусть периодическую таблицу Менделеева. Однако они не могут применить полученные знания – по математике, естественным наукам и чтению – в повседневной жизни, чтобы работать на профессиональном уровне и преуспевать как личность и гражданин.

Настораживает также разрыв между лучшими и слабоуспевающими учениками. Взять, к примеру, интеллектуальные школы (НИШ) – сеть из 22 высоко конкурентных школ для наиболее способных учеников в возрасте 5-18 лет. Учащиеся НИШ опережают своих сверстников на 124 балла PISA, что соответствует почти трем годам обучения. Что касается функциональной грамотности, то успеваемость учащихся из НИШ также разительно отличается от среднего показателя по стране: согласно результатам PISA за 2018 год, всего 6,2% учащихся НИШ были признаны функционально неграмотными в сравнении с 64% по стране.

Высокая успеваемость небольшого числа учащихся - это хорошо, и к таким результатам следует стремиться и дальше, однако Казахстану также необходимо повышать средний уровень навыков как для обеспечения большего равенства, так и для достижения уровня развития, к которому стремится страна.

"