Перевод очень любопытной статьи американского социолога Стивена Воан-Николса, посвященной социально-экономическим урокам пандемии, опубликован в популярном сетевом издании «Хабр». В ней, в частности, говорится о том, что руководители все активнее жалуются на то, что работники не хотят возвращаться в офис после пандемии:
«...По подсчётам, сделанным в этом отчёте, только один из пяти работников никогда больше не собирается возвращаться в офис. 75% устроил бы гибкий график. При этом – внимание! — только лишь 3% работников хотят вернуться к старой доброй системе работы в офисе с 9 до 5 каждый будний день. Повторяю – только 3% хотят вернуться к такой работе, с которой большинство из нас сталкивалось в 2010-х. 7% работников даже согласились на уменьшение зарплаты на 5%, только чтобы остаться на удалёнке…»
По всей вероятности, именно этот процесс, а не всеобщая чипизация и прочие конспирологические бредни, и станет главным следствием пандемии: великая офисная революция, или перемещение миллионов офисных работников в более комфортные условия труда.
Сетевой аналитик Максим Слепов напоминает, что ещё 3-4 года назад работник на удалёнке был большой редкостью:
«Даже в IT такое было часто. Ну, типа, не строит карьеру, согласен дауншифтить, просто подрабатывает. Даже платили меньше за один и тот же объём работ. Единственный подвид пролетариев, которые были у нас в России легализованы в качестве полноценных удалённых работников - это бухгалтера-надомники. Да, серьёзные люди, в налоговые ходят, просто ведут по нескольку фирм и работать им удобнее из дома.
Пандемийные 2 года полностью всё перевернули. Теперь приличные люди работают из дома, с дачи, иногда даже с берега моря (но опасения офисных церберов не подтвердились, все разом на Багамы не переехали, по разным причинам). Продуктивность не упала, даже по многим исследованиям увеличилась.
Зато кардинально улучшился work-life balance. Опять же, в первую очередь у тех, у кого нормальные жилищные условия (я свои улучшил в 2021, и несказанно этому рад). Если индивид живёт в семье, совершенно другие возможности по ведению хозяйства, общению с детьми. Теперь у ребёнка папа каждый день дома, а не только по выходным. И т.д. и т.п.
Вот эти вот тектонические сдвиги действительно сильно меняют нашу жизнь, а не маски, вакцины, что, по сути, есть преходящая ерунда. Способ общественного производства. С оговоркой, конечно: только для тех, кто может работать удалённо, с телефоном или компьютером.
Может быть, коронавирус войдёт в историю как событие, с которого начались эти глобальные изменения в сфере труда…»