Posted 30 декабря 2021, 10:25
Published 30 декабря 2021, 10:25
Modified 7 марта, 13:15
Updated 7 марта, 13:15
Как сообщает РБК со ссылкой на данные исследования центра «Сколково», во время пандемии потребители стали реже посещать людные места и все чаще совершают покупки в «магазинах у дома», где нередко «из-под полы» без лицензии продается контрафактный алкоголь. Таких торговых точек в стране — порядка 400 тысяч.
«Потребление россиянами нелегального алкоголя остается на „опасно высоком уровне“», — цитирует издание итоги исследования.
По данным экспертов, рынок нелегального спиртного чрезвычайно велик, ондостигает 26–35% от всего объема потребления алкоголя в стране. При этом исследователи отмечают, что в целом жители страны стали больше пить. За 2020 год потребление чистого спирта на душу населения в стране выросло с 7,4 до 7,6 литра. Львиную долю потребления (45,3%) занимает крепкий алкоголь, порядка 40% — пиво и аналоги, 13,5% — вина, 1,2 — прочие напитки с небольшой долей алкоголя в составе.
Среди «паленого» алкоголя, по данным экспертов, в стране также лидирует крепкое спиртное 30–40%. Доля фальсифицированного пива составляет порядка 4–7%, вина — 0,5%.
Среди причин потребления контрафакта эксперты отмечают массовое обнищание россиян. Из-за существенного падения доходов люди вынуждены выбирать спиртное подешевле, а оно нередко оказывается не просто нелегальным, но и опасным для здоровья. При этом доходность производства фальсификата в стране чрезвычайно высока. В отличие от самогонщиков и бутлегеров, легальные производители должны исполнять требования регулирующих структур, диктующих минимальную розничную цену. С 2018 года она выросла на 18% или 25 рублей за бутылку. В структуре каждой партии легальной водки 36% составляет акциз и 11% — НДС. Для вина эти показатели — 14 и 11%, а для пива — 23 и 19% соответственно.
Многие россияне, не желающие переплачивать за алкоголь «чужакам» перешли на самогоноварение: продажи самогонных аппаратов в стране в 2020 году выросли на 7,4%. Однако значительная доля граждан все же приобретает алкоголь, причем многие желают совершать покупки спиртного через интернет, хотя такой вид торговли в стране запрещен. В этом году число запросов о доставке алкоголя в Сети выросло со 107 тыс. до 134 тыс.
Несмотря на блокировки, торговлей спиртным в интернете занимаются порядка 3000 ресурсов, доходы владельцев оцениваются в 2,75 млрд руб., что на 266 млн руб. выше уровня 2020 года. Основная платформа для этих целей — мессенджер Telegram.