Председатель Конституционного суда Зорькин вновь отличился вполне мракобесным высказыванием: он допустил, что смертная казнь вернётся, поскольку ее отмена была «несвойственна национальному сознанию». Зорькин утверждает, что введение моратория на смертную казнь стало уступкой «ценностям, которые несвойственны национальному сознанию»:
«То обстоятельство, что Конституционный Суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем. Ведь, как верно замечено, пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт. Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно».
Эти выводы юриста шокировали общественность.
Журналист Дмитрий Колезев считает их предвестниками диктатуры:
«После сокрушительной для гражданского общества новости о ликвидации Верховным судом «Международного Мемориала», порадовал председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Он опубликовал на сайте КС свою новую книгу «Конституционно правосудие: процедура и смысл», в которой вопросу о смертной казни посвящена целая глава. В ней пожилой председатель КС, цитируя Гегеля и Канта, а также любимого им советского правоведа Владика Нерсесянца, приходит к выводу о «нерешённости проблемы» смертной казни. Насколько можно понять из текста, утверждение Зорькина о том, что «пока есть умышленные убийства, вопрос применения смертной казни не может быть полностью закрыт» — это именно мысль почитаемого им Нерсесянца. Оставим этот спор философам, но заметим, что в европейских странах умышленные убийства по-прежнему существуют, а вопрос со смертной казнью почему-то закрыли. Но ясно же, что в Европе господствуют чуждые нам ценности. Они там и гей-браки разрешают, и людей решили не казнить — что с них взять?
(…) По иронии судьбы, в вопросе сохранения моратория на смертную казнь, надежда как раз на коррупционеров: почти любой представитель высшей политической элиты прекрасно понимает, что при определенном стечении обстоятельств он довольно быстро может стать козлом отпущения, которого эффектно расстреляют для повышения рейтинга перед очередными выборами. Так что в интересах представителей элиты — не допускать возвращения смертной казни ни в коем случае…»
Публицист Николай Подосокорский тоже соотносит появление этих рассуждений с последними репрессиями, учиненными государством:
«Вчера закрыли Международный Мемориал, а сегодня СМИ публикуют слова 78-летнего председателя Конституционного Суда РФ Валерия Зорькина, который допустил снятие моратория на смертную казнь в России. (…)
Зорькин как старый опытный функционер прекрасно чует, куда ветер дует. В 2014 году на фоне крымской эйфории он дал положительную оценку крепостному праву, отмененному в Российской империи в 1861 году. «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: "Мы были ваши, а вы - наши"», — писал тогда он. Теперь на фоне беспрецедентных для постсоветской России репрессий Зорькин нащупал еще одну национальную "скрепу" - смертную казнь. С таким пониманием конституционных прав россиян Валерий Дмитриевич вполне может встретить свое 80-летие в насиженном кресле (раньше говорили, что его собираются отправить на пенсию, чтобы освободить место под экс-президента РФ Дмитрия Медведева). Сейчас пошел уже третий десяток лет, как Зорькин возглавляет российский Конституционный суд. Одно слово - незаменимый!»
Политолог Андрей Метельский уверен, что это проблема раздута прессой:
«Неделю назад в интернете вновь обсуждали введение смертной казни для педофилов – после высказывая господина Хамзаев в Госдуме – и теперь мы видим новый виток темы. Журналисты обратили внимание на рассуждения Зорькина в его новой книге, где он рассматривает смертную казнь в России в исторической перспективе. Но смысл написанного, как всегда, остается отвергнутым в пылу сочинения и чтения заголовков СМИ. Неновогодние темы поднимаются в СМИ последнее время, прямо скажем. Но что касается рассуждений о смертной казни, которую затрагивают вновь и вновь – то это недопустимая спекуляция. И спикеров, и журналистов. Все эти громкие высказывания “а вот как введем сейчас смертную казнь!” выглядят, конечно, недалеким популистским приемом. Потому что не понимать важность отсутствия смертной казни в стране мало кто может всерьез. Хотя, конечно, и такие люди есть. Бессрочный мораторий на смертную казнь, который действует сегодня в России – большое нравственное завоевание, к которому люди пришли очень тяжелым путем. И отход назад будет действительным откатом в развитии общества. И меньше всего хочется видеть в новостной повестке все эти вульгарные информационные игры, поднимающие тему вновь и вновь без видимых на это причин…»
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян не нашел в словах Зорькина ничего необычного:
«Еще в 2014 году Зорькин отметился высказыванием, что одной из ключевых причин революций ХХ в. была отмена крепостного права. По его мнению, это «главная скрепа, удерживающая единство нации». Без крепостничества недовольство низших классов непосредственно, без амортизаторов, обрушилось на монархию. Нормальный такой средневековый мракобес. К крепостному праву много чего прилагается: и порка на конюшне, и царь-батюшка, и, конечно, виселица. Как без нее-то скрепы удерживать?»