Есть такое понятие — «человек-оператор». Оно связано с управляющей деятельностью. Можно рассматривать такую деятельность в широком смысле, включая сюда все объекты управления, а можно ограничиться только сферой техники. Например, операторами являются летчики, машинисты железнодорожных локомотивов, водители автомобилей... Часто ли операторы допускают промахи? Бывает. В одних случаях ошибку могут вообще не заметить, а в других случаях происходят техногенные катастрофы с тяжелейшими последствиями. Очень часто причиной трагедий служат психологические факторы. С каким настроением сотрудник пришел на работу, хорошо ли он выспался, каков его темперамент, каковы его взаимоотношения в семье, отношения с коллегами, доволен ли он условиями труда, зарплатой — все это, так или иначе, влияет на правильность действий человека-оператора. В этот же ряд можно поставить возраст, здоровье, монотонность работы, утомляемость, дефицит времени, стрессы, биологические ритмы и многое другое.
Какие еще факторы могут стать причиной ошибок оператора? На самом деле их масса. И вновь отметим особую роль психологии. В период работы старшим научным сотрудником ВНИИФК автору приходилось иметь дело с анализом психоэмоционального состояния спортсменов высокой квалификации. Для этого использовались различные методики, включавшие работу колл-центра, применение технологий беспроводной связи, дистанционного психологического мониторинга, специальных автоматизированных психологических тестов, контент-анализа, элементов психолингвистики и др. Обследование спортсменов в данном случае дает важнейшую научную информацию, поскольку их состояние в моменты спортивных состязаний характеризуется максимальными физическими и психологическими нагрузками. В процессе подобных исследований изучаются психологические срывы, различные экстремальные ситуации и даже события катастрофического характера. Как правило, тщательный анализ всей совокупности фактов, связанных с психоэмоциональным состоянием, позволяет прогнозировать и заранее парировать множество рисков и критических ошибок. Это касается не только спорта, но и других сфер деятельности человека, требующих безошибочных действий в сложной ситуации.
Здоровье — один из важнейших факторов, влияющих на работу человека-оператора, принятие им правильных управленческих решений. И сегодня впору бить тревогу. Дело в том, что многие ведущие ученые и специалисты обращают внимание на тяжелые физические и психологические последствия заболевания коронавирусом. Особо опасны последствия для людей с психическими расстройствами. Лечение таких заболевших сопровождается дополнительными трудностями, поскольку далеко не все «тревожные» пациенты придерживаются рекомендаций врача.
Значительное число переболевших коронавирусом жалуются на затрудненное дыхание, отмечают недостаток кислорода, некоторую затуманенность сознания, проблемы с памятью... Совершенно очевидно, что оказавшись за пультом управления промышленной установки, штурвалом самолета или рулем автомобиля, такой человек-оператор имеет гораздо больше шансов совершить роковую ошибку. Учитывая, что число заражений коронавирусом в России перевалило за 10 миллионов случаев, опасность многочисленных ошибок операторов, технологических инцидентов, происшествий, катастроф растет буквально на глазах. Это подтверждают сообщения СМИ, в которых все чаще встречается тревожная лексика коронавирусной пандемии, ее последствий, психологических проблем населения, включая массу стрессов, поведенческих отклонений, производственных трагедий с тяжелыми жертвами.
Излишне оптимистичными выглядят прогнозы заболеваемости коронавирусной инфекцией, получаемые при помощи традиционных математических моделей. Таких математических публикаций по-прежнему великое множество. Если следовать этим прогнозам, то может возникнуть ложное чувство самоуспокоенности и ослабление бдительности по отношению к опасному вирусу. Тем не менее, оснований для оптимизма нет никаких. Если смотреть на мировую статистику, то каждый месяц коронавирус продолжает инфицировать многие миллионы людей, и нет даже намека на то, что график заболеваемости выйдет на плато. Одновременно возникает подозрение, что целый класс сложных математических моделей заболеваемости просто не публикуется, а потому общественность продолжает оставаться в неведении. Даже тридцать лет назад уже существовала математика, намного превосходящая нынешние принципы моделирования пандемии. Почему сегодня не видно соответствующих научных публикаций, остается загадкой. Только ли в том дело, что подобные математические модели являются крайне дорогими? Тем временем стремительно растет число переболевших коронавирусом людей, чья нервная система могла в той или иной мере пострадать от COVID-19. При этом никто, видимо, особенно не задумывается, насколько безошибочной будет работа переболевшего человека-оператора.
Весь мир помнит чудовищную аварию на Чернобыльской АЭС, имевшую место в 1986 году. Этот страшный урок должен постоянно напоминать о том, что физические и психологические возможности человека не безграничны. Люди не автоматы, они способны допускать просчеты. Переболевший, загнанный в угол бесконечными стрессами, доведенный до состояния аффекта, любой человек-оператор может совершить непоправимую ошибку. Наивно при этом ждать спасения от цифровых технологий и искусственного интеллекта. Алгоритмы и компьютерные программы все равно разрабатывает человек, подверженный болезням и стрессам. Будущее крайне тревожно именно потому, что груз стрессов для населения стал запредельным. И если уже озвучивается закон об эвакуации и стандарты захоронений в братских могилах, то вряд ли психика человека-оператора станет от этого более устойчивой. Иногда достаточно просто нажать не на ту кнопку…