Posted 21 декабря 2021, 08:17

Published 21 декабря 2021, 08:17

Modified 7 марта, 12:55

Updated 7 марта, 12:55

Процесс по делу МН17: прокурор цитировал Солженицына, взывая к совести русских

21 декабря 2021, 08:17
Сюжет
Суды
20 декабря в уголовной палате окружного суда Гааги возобновились судебные слушания по делу гибели рейса МН17. Напомним, что процесс начался 9 марта 2020 г. и дошел до стадии предъявления обвинения Игорю Гиркину , Сергею Дубинскому, Олегу Пулатову и Леониду Харченко.

Ожидается, что предъявление обвинительного заключения завершится 22 декабря оглашением требуемого приговора.

«В заключительных аргументах по делу MH17 прокуроры перечислят факты уголовного дела и объяснят доказательства против четырех подсудимых. Они также укажут, к какому выводу, по их мнению, это приводит. Презентация прокуратуры состоит из семи частей», - сообщили в прокуратуре.

Вчера прокуроры объяснили первую часть главы «Доказательства», включающую использование телефонных номеров подозреваемыми, подтверждение прослушиваемых разговоров, контекст и поставку «Бука».

Вторая часть «Доказательств» запланирована на вторник 21 декабря. «В ней обсуждается сбитие MH17, судебно-медицинское расследование, реакция после гибели самолёта, передвижение и происхождение «Бука», заявления и позиции подсудимых, а также вывод обвинения, «доказанный в суде». Впоследствии внимание будет обращено на наказуемость ответчиков, требования потерпевших и взыскание ущерба с обвиняемых».

В среду, 22 декабря, подробно обосновав запрошенное наказание, прокурор огласит, требование о вынесении приговора четырем обвиняемым.

Согласно предварительному планированию, после выступления прокурора в марте 2022 г. слово может взять защита одного из обвиняемых – Олега Пулатова, чтобы представить его мнение. В мае обвинение и адвокаты родственников смогут на это отреагировать, после чего с 6 июня защита снова получит возможность ответить. На этом дальнейшее судебное разбирательство по делу будет завершено.

Для оглашения принятия решения суд назвал три возможные даты, так как не известно, сколько для этого понадобится времени: 22 сентября, 17 ноября или 15 декабря следующего года. То есть, ожидается, что суд завершит это дело к январю 2023 года.

Технический эксперт и популярный блогер Вадим Лукашевич, посвятивший этой истории множество публикаций, подвел итоги первого дня возобновившегося процесса.

То, что пассажирский самолет был сбит по ошибке, не служит оправданием виновным

«Подсудимые виновны в гибели рейса MH17 и в убийстве 298 человек на борту. Тот факт, что их целью, возможно, не был пассажирский самолёт, значения не имеет: сбитие гражданского или военного самолета запрещено статьей 168 уголовного кодекса Нидерландов. Кроме того, применяя ракету "Бук" сепаратисты сознательно пошли на риск, что возможно будет сбит и пассажирский самолёт.

Вооруженные гражданские лица, участвующие в военных действиях, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с уголовным кодексом. Исключение могут составлять лишь военнослужащие, воюющие по законам войны, и ответственность за действие которых берёт государство (под флагом которого они участвуют в военных действиях).

Следствие не показало, что четверо обвиняемых находились на военной службе. Сами обвиняемые многократно заявляли, что участвуют в военных действиях как добровольцы. Россия, в свою очередь, многократно опровергала какую-либо связь с обвиняемыми. Таким образом, обвиняемые должны отвечать как обычные граждане в соответствии с уголовным кодексом.

Их участие фигурирует в обвинительном заключении в нескольких вариантах. Прокуратура подозревает каждого из подозреваемых в совершении этих преступлений как функциональных исполнителей или функциональных соучастников. Короче говоря, это означает, что они не нажимали кнопку сами, но несут ответственность за сбитие MH17, потому что они совместно запросили и приобрели СОУ "Бук" у Российской Федерации и использовали его в своей вооруженной борьбе с целью сбить самолет. Они использовали СОУ "Бук" как инструмент в своих военных интересах и таким образом сбили MH17".

По поводу ошибочного уничтожения гражданского самолета прокурор сказал следующее:

"При составлении обвинительного заключения прокуратура прямо учла возможность того, что четверо подозреваемых ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЛАНИРОВАЛИ СБИТЬ САМОЛЕТ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ УКРАИНСКИМ ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ. Если это было их намерением, это не отменяет обвинения в том, что мы криминализируем их. Умышленная ошибка также не влияет на доказательства совершения таких преступлений.

Ни одно из преступлений в обвинительном заключении не требует наличия умысла в отношении гражданского характера самолета или его пассажиров. Статья 168 SR запрещает умышленное происшествие любого самолета независимо от гражданского или военного статуса этого самолета. Таким образом, смерть пассажиров рассматривается как отягчающее обстоятельство, а не как определяющая часть (или составной компонент) преступления. Следовательно, даже не требует намерения убить жителей, не говоря уже об убийстве определенной категории людей (гражданских или военных). Законодательная история также ясно показывает, что авиационные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Нидерландов, применяются как к военной, так и к гражданской авиации. Преступление в виде убийства (раздел 289 SR) требует намерения убить другого, но не определенной категории других (гражданских или военных) или определенного числа жертв. Вот почему в Нидерландах и во многих других странах людей просто признают виновными в убийстве, если они стреляют в случайного прохожего, а не в предполагаемую жертву. Таким образом, любой, кто сбивает истребитель Королевских ВВС Нидерландов в Нидерландах, может быть привлечен к ответственности по статье 168 SR и убийству пилота. И любой, кто хочет сбить истребитель Королевских ВВС Нидерландов в Нидерландах, но по ошибке сбивает самолет KLM, может столкнуться с таким же судебным преследованием. Короче говоря: для доказательств предполагаемых преступлений не имеет значения, намеревались ли подозреваемые сбить военный или гражданский самолет".

Прокурор цитировал Солженицына

В выступлении прокурора вообще много интересного. Например, еще раз подтверждено, про представленные нашими военными на брифинге 21.07.201 спутниковые снимки - ложь. Там вообще, замечу, длинный перечень официального российского вранья, в том числе предоставленного следствию Следственным комитетом РФ.

Или, к примеру, ни следствие, ни даже дополнительные расследования, назначенные судом после начала процесса, не смогли опровергнуть основную версию гибели МН17 - пуск ракеты "Бука" с сельхозполя у поселка Первомайский южнее Снежного. Более того, все дополнительные расследования и экспертизы, инициированные в том числе по ходатайствам защиты, только подтвердили эту версию.

Например, подтверждена подлинность видео, на котором "Бук" выдвигается из Снежного в сторону Первомайского

Замечу, что в начале своего выступления прокурор снова цитировал Александра Солженицына: "Сохраняя молчание о зле и закапывая его глубоко внутри себя, чтобы оно никогда не выходило на поверхность, мы фактически сажаем его, и в будущем оно возрастет в тысячу раз. Если мы не будем наказывать и не осуждать тех, кто творит зло ... мы разорвем в клочья основы справедливости для новых поколений".

Цитируя Солженицына, прокурор пытается достучаться до совести русских людей - он по ошибке еще держит нас за людей...

Россия всячески мешала уголовному расследованию

Еще один интересным момент, прозвучавший сегодня в суде по МН17.

Сразу после гибели "Боинга" помимо расследования страны, потерявшие своих граждан в этой катастрофе, стали прорабатывать вопросы будущего судебного преследования виновных.

Первая попытка - создание трибунала ООН по делу МН17 Россия заблокировала летом 2015-го, использовав свое право "вето" на заседании Совета безопасности ООН.

После этого страны-участницы расследования стали прорабатывать варианты судебного преследования по национальным законодательствам, и в итоге пришли к суду Гааги по уголовному законодательству Нидерландов. Для этого были заключены межгосударственные соглашения, "состыковавшие" национальные законодательства с голландским (признания/распространения его юрисдикции на национальные по делу МН17).

Голландский премьер Марк Рютте лично предложил Владимиру Путину присоединиться к этому процессу, но Путин отказался - я подробно описываю это практически неизвестный в России факт во втором томе книги "Трагедия Мн17 правда и ложь".

Следующая линия российской обороны - это закрытые переговоры с Нидерландами и Австралией, которым мы то признавали, то напрочь отвергали сам факт их проведения, но в итоге разорвали после того, как Нидерланды присоединились к иску родственников жертв против России в ЕСПЧ. Хотели по-тихому, но коль не удалось - громко хлопнули дверью.

Все это время Россия всячески мешала уголовному расследованию, отказываясь выполнять голландские запросы по допросу свидетелей в рамках договора об оказании взаимной правовой помощи, и подбрасывая через Следственный комитет липовые улики и липовых свидетелей.

И последний, малоизвестный момент - когда стало понятно, что суда Гааги по МН17 неизбежен, Россия попыталась в последний раз - направила запрос в Нидерланды с просьбой передать рассмотрение дела против троих россиян (Игоря Гиркина, Сергея Дубинского и Олега Пулатова) в Россию, российским судом. Басманным, к примеру, или Тверским, или каким-нибудь Никулинским. У нас в России много судов, и все справедливые и независимые выбирай - не хочу.

И прокурор в своем выступлении в суде напомнил этот эпизод...

Прокуратура потребует разные сроки для обвиняемых

Влияние ошибки (сбили пассажирский самолет вместо военного) обвиняемых по делу МН17 на их вину.

Юрист по международному праву Марике де Хоон: "То, что подсудимые сбили самолёт по ошибке, не повлияет на вопрос их виновности, но может повлиять на тяжесть наказания."

Де Хоон не уверена, что прокуратура потребует для всех четверых пожизненное наказание. Вероятно, прокуратура потребует для каждого обвиняемого разные сроки, в зависимости от их роли в гибели MH17, добавляет юрист.

Подпишитесь