Posted 8 сентября 2021, 16:29

Published 8 сентября 2021, 16:29

Modified 7 марта, 13:09

Updated 7 марта, 13:09

Конвейер скорби: что сказали на суде родственники погибших в Боинге над Донбассом

8 сентября 2021, 16:29
В судебном комплексе «Схипхол» в Нидерландах проходят слушания по делу о крушении летом 2014 года над Донбассом малайзийского Boeing 777, на борту которого находились 298 человек из десяти стран. На процессе выступают родственники жертв той трагедии.

Как пишет Deutsche Welle, это похоже на конвейер скорби. Один за другим в зал входят седые мужчины и женщины в черном. Они сдержанно рассказывают о том, о чем им уже семь лет хочется кричать. Адвокат передает письменные показания суду, судья-председатель вежливо благодарит, они выходят.

Около 90 родственников 298 погибших рассказывают суду, как они пережили трагедию. Их выступления продлятся три недели.

Первыми выступали трое братьев из Австралии, потерявшие в катастрофе родителей - Ховарда и Сьюзэн Хордер. Один, Мэттью, говорил по видеосвязи, Марк говорил на фоне фотографии родителей и вазы с подсолнухами, ставшими символом трагедии - обломки самолета и тела рухнули в поля подсолнухов в Донецкой области, подконтрольной украинским ополченцам.

Получившие слово братья рассказали, какой это шок был, когда они узнали о катастрофе. «Это как удар в живот», - описал свои ощущения Дэвид, который тогда жил в Лондоне. Все трое вспоминали о том, как врачи поставили им диагноз -посттравматическое стрессовой расстройство, как антидепрессанты помогли им жить дальше, как возникли проблемы на работе и в личной жизни. И лишь когда тела родителей были доставлены домой и сыновья развеяли их прах над побережьем Квинсленда, им удалось выйти из состояния транса. Но боль не ушла.

Бывший банкир из Амстердама рассказал, как с трудом пережил первое время трагедии, когда останки тел собирали несколько месяцев. Его слова о погибшей дочери помогают понять, как чувствовали себя и другие родственники: «Ее тело было целым, но я был разбит вдребезги».

Следствие в Нидерландах считает, что «Боинг» был сбит привезенным из России комплексом ПВО «Бук», и что подсудимые сыграли в этом важную роль. Заочно судят экс-министра обороны непризнанной ДНР Игоря Гиркина (Стрелкова), главу Службы военной разведки ДНР Сергея Дубинского, полевого командира Олега Пулатова и бывшего командира разведывательного подразделения ГРУ ДНР, гражданина Украины Леонида Харченко. Однако, по словам судьи Фредерика Стейнхауса, российские власти отказались помочь в организации очного допроса обвиняемых. Москва объяснила это решение уголовно-процессуальным кодексом России.

Кстати, в мае 2020 года Стрелков дал интервью британской газете The Times, в котором взял на себя моральную ответственность за гибель пассажиров сбитого самолета. «Поскольку я командовал ополченцами и непосредственно участвовал в том конфликте, я чувствую моральную ответственность за эти смерти», – сказал Стрелков, впрочем, добавив, что ополчение самолет не сбивало.

Свидетель Мэттью сказал, что никогда не простит «Россию и тех, кто несет ответственность за гибель его родных». Адам выбрал нейтральные слова, возложив вину на «действия некоторых людей», возмутившись «дезинформацией некоторых правительств».

Родственники погибших, сообщило DW, в знак протеста против поведения России на суде в Гааге установили пустые стулья перед посольством РФ в Нидерландах.

Подпишитесь