Чили: что хочет изменить в стране 36-летний президент

21 декабря 2021, 11:13
В программе 35-летнего Габриэля Борича объединено все самое адекватное, прогрессивное и нужное для успешного развития этой страны, считает эксперт.

Как уже сообщили «Новые Известия», Чили празднует победу в президентских выборов 35-летнего Габриэля Борича - кандидата левой коалиции «Одобряю достоинство». Победу столь впечатляющую, что люди вышли на улицу, не дожидаясь завершения подсчета голосов. Очевидцы свидетельствуют: на улицах опять вся страна - гудят машины, люди танцуют, машут флагами, и на вопрос: -Что празднуете? отвечают: - Свободу, демократию, образование, медицину, пенсии…

Известный российский социолог Дмитрий Закотянский объясняет в своем блоге, чем вызвано такое воодушевление чилийцев:

«Президент в 35 лет, 1986 г.р.

Мобильность "здорового человека" (не "курильщика"): студенческий активист, президент студенческой федерации, один из лидеров студенческих протестов, победивший с 26% голосов депутат от маленького окраинного региона с численностью меньше 200 тыс. чел. (всё равно что у нас самовыдвиженец в Думу от Магадана), там же занимался комиссиями по правам человека и коренным народам и по труду и соцобеспечением, потом ещё один срок депутатом, вступил в партию, партия объединилась со схожими лево-либеральными партиями в коалицию, победил по итогам второго тура на внутренних выборах этой коалиции, дальше выдвинут в президенты и 55% на выборах страны и готово. Изумительно.

А, ведь, когда-то это у нас считалось, что Южная Америка - край постоянных диктатур, а мы такая "развитая" страна, гордо играющая странами на карте мира. Которая теперь по институциональному развитию отстала от основной массы стран Южной Америки, да и экономически стала беднее Чили, Аргентины, Уругвая (по ППС ещё богаче, но отрыв небольшой).

А теперь, вот, в Чили со всей их многострадальной историей диктатур и узурпаций, совершенно антисоциального государства у власти молодой президент с планами (я специально перечитал его программу):

- ввести бесплатное образование (с его доступностью в стране очень плохо);

- сделать доступным дошкольное образование, повысить налоги на богатых (наследие Пиночета - немыслимый уровень неравенства, который так и не был сокращён, и у богатых и корпораций до сих пор миллион способов легально не платить налоги или платить их мало)

- легализовать аборты, повысить финансирование пособий по уходу за ребёнком и сделать более доступной женскую занятость и совмещение семьи и работы;

- ввести новую пенсионную систему (базовая гарантированная пенсия по образцу Новой Зеландии + учёт неоплачиваемого труда и ухода для пенсионного стажа + повышение цифровой грамотности и телемедицина);

- расширить права работающих, которые они могут отстаивать перед работодателем;

- расширить возможности местного самоуправления и создать в нём новые горизонтальные связи;

- повысить бюджетную и налоговую прозрачность;

- повысить гражданский контроль над полицией;

- улучшить условия и снизить нарушения в тюрьмах;

- отдельный фокус на домашнем насилии и насилии в отношении женщин;

- новое министерство по делам женщин и гендерного равенства ("A Feminist Government") и признание нетрадиционных гендерных идентичностей, большой акцент на инклюзивности;

- новый закон против насилия всех форм в отношении детей, новые и инклюзивные школьные программы против гендерных стереотипов;

- огромный акцент на правах человека, предотвращении их нарушений, введении образования о правах человека, развитие мест памяти о нарушениях прав человека;

- и ещё много всякого и каждый блок очень подробно, я вытащил лишь тезисно (конечно, это всё ещё нужно пробить через парламент, но с новым большинством у центристов и левых это не выглядит нерешаемым).

Мне кажется, о лучшем президенте невозможно и мечтать. Просто абсолютное комбо всего самого адекватного, передового, прогрессивного и нужного.

В то время как т.н. "правые" от этих результатов типично плюются в духе "фу, левак", это всё лишь ещё больше показывает, как происходят идеологическое размежевание и поляризация в современных развитых странах: консервативно-патриархально-реакционные идеологии уже де-факто срослись с "правой" стороной политического спектра, в то время как современная т.н. "левая" сторона стала представлять собой сплав из сторонников свобод, эмансипации, гуманизма, расширения возможностей, гендерного равенства, инклюзивности, толерантности, обеспечения базовых прав человека и возможностей женщин и детей. У нас в России "коммунисты" как часть официальной политической системы - это, конечно, левоконсерваторы, но в целом в развитых странах (к которым уже можно добавить и Чили) такая комбинация маргинальна и нетипична, и уже сплошняком видно новую борьбу полюсов: патриархальные антиглобалисты-реакционеры-правоконсерваторы против эмансипированных глобализованных гендерно-эгалитарных гуманистов-леволибералов. Когда-то так будет и у нас, хотя второй полюс ещё только-только начинает зреть. Бедные страны - право-патриархальные, но развитие неизбежно сопряжено с "полевением" как результатом смены ценностей в обществе в сторону равенства возможностей, эмансипации и гендерного равенства.

А пока можно порадоваться за Чили, мало какой стране настолько везёт с президентом. В тех же США и Великобритании в последние годы побеждали консервативные полюса, в США в итоге произошла смена на центриста (не ахти как), во Франции у власти также центрист, но учитывая, как растёт в мире неравенство, и как всё больше современное государство должно отвечать на вызовы и последствия растущего неравенства, на современные гендерные стандарты и вопросы равенства возможностей, а ни правые, ни центристы этим не занимаются (а "правые" даже лишь пытаются откатить), только такой новый "левый" поворот может дать необходимое развитие (конечно, лишь условно "левый" - потому что главное здесь о свободах и возможностях, и всё перераспределение только ради них)…»

Далее эксперт поясняет, почему он не считает нового президента Чили популистом, несмотря на то что такие опасения уже высказываются:

«Для популиста, как мне кажется, у него слишком детально прописанная программа и слишком остросоциальные темы затронуты, те же ЛГБТ, которые я бы не назвал популистскими вопросами. Популисты обычно очень общими словами закидывают, что они сейчас у всех отберут и всем раздадут, и чувствительных тем не касаются, а тут, всё же, совсем не так. Больше акцент на правах человека и современной, не обязательно экономической социально проблематике, как мне кажется. Но, я так понимаю, значительная доля голосов за него была ещё как протест против того альтернативного кандидата, который вообще фанат Пиночета, местный Трамп и полная жесть.

Не вижу я у него членства и в каких-то радикальных партиях. Его собственная партия "Социальная конвергенция", как переводит гугл с испанского на английский, это смесь социал-демократов, феминисток, зелёных, прогрессивистов, сторонников прямой демократии и социалистов, какое-то время она включала в себя и "левых либертарианцев". Т.е. вполне здоровые умеренные левые. При этом его партия входит в блок "Общий фронт", который в основном состоит из социал-демократов, и который в свою очередь для последних парламентских выборов вошёл в коалицию с другим блоком из коммунистов, зелёных, "христианских левых" и "гуманистов".

Но да, посмотрим, очень интересно и очень большие надежды. Парламент с сильной фракцией право-консерваторов, конечно, будет сопротивляться, но, думаю, в целом с учётом, как раз, сдержек и противовесов, движение будет, как надо…»

#Аналитика #Власть #Президент #Левые партии #Правые партии #Победа #Власть и народ #Выборы #Чили #Латинская Америка
Подпишитесь