Юлия Сунцова
Первое уведомление о включении многоквартирного дома по адресу: Москва, улица 3-я Прядильная, дом 14 корпус 2 в программу реновации ее жильцам и конкретно семье Копиных, пришло 29 апреля этого года.
Дом готовится ко сносу, и, ввиду сложившихся чрезвычайных обстоятельств, Департамент городского имущества Москвы предложил Александру, его жене Ирине и двум детям переселиться в трехкомнатную квартиру в новостройке. Возведена новостройка по всем правилам - в том же районе, в соответствии со стандартами благоустройства, по целевой программе специально для таких переселенцев, как они.
Квартира № 80, Измайловский проезд, дом №5А, 17 этаж, кадастровый номер 77:03:0005001:11565.
Заместитель руководителя Департамента городского имущества г. Москвы (ДГИ) Антон Сорокин в письме за своей подписью подробно описывает процедуру утверждения предложенного варианта:
- в течение пяти рабочих дней после получения письма правообладателям необходимо осмотреть новую квартиру,
- предоставить согласие (или отказ) на получение предлагаемого варианта,
- в случае согласия написать заявление о включении предлагаемой квартиры в предмет договора,
- собрать и предоставить в информационный центр пакет документов для подписания соглашения (оригиналы и копии паспортов, свидетельства о заключении/расторжении брака, рождении детей, правоустанавливающие документы на освобождаемое жилье и т.д.)
Вариант семью полностью устроил. Взамен двухкомнатной квартиры жилой площадью 30,5 (и общей 45,3 кв.м.) Копиным выдавали трехкомнатную квартиру с жилой площадью 49,2 кв.м. (и общей 84,6 кв.м). Жильцы строго по пунктам начали проходить все прописанные бюрократические процедуры.
- Пришли в назначенный час на осмотр новой квартиры. В новой квартире болталась батарея и расходился паркет, были большие расщелины. Дважды оформляли и принимали устранение строительных недочетов. В конце концов, акт о просмотре жилья подписали. Оставалось только закрепить договор о замене жилого помещения и принять ключ. Чиновники назначили это дело на 13 октября, - рассказывает Александр.
На сбор документов и устранение строительных дефектов в новой квартире ушло полгода. Самое хлопотное, казалось, позади. Позвонили из Департамента городского имущества, доложили, что документы готовы и пригласили на финальное подписание.
В назначенный час семья явилась на встречу с представителем ДГИ во временный офис по адресу новостройки - Измайловский проезд, дом 5А.
На месте выяснилось, что документы всё же не готовы. Встречу перенесли на неделю – на 20 октября.
А через час Александру позвонила другая сотрудница ДГИ и сообщили следующее: произошел технический сбой, трехкомнатная квартира отменяется.
Теперь вместо нее - двушка, общая площадь 51 кв.м., жилая - 29,4 кв.м. (на 1,1 метр меньше той, которую нужно освободить и снести).
«В связи с техническим сбоем уведомление о предложении Вам трехкомнатной квартиры по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 5А кв. 80, направлено сервером ошибочно. Информация об указанном сбое будет учтена для улучшения работы городских электронных услуг», - позже объяснил в своем письме начальник управления переселения Департамента городского имущества г. Москвы Алексей Куричев.
С юристом Копины поехали решать возникшую проблему на официальный адрес Департамента городского имущества в Правительстве Москвы. Прием провел молодой сотрудник.
Он объяснил, что во всем виновато не Правительство Москвы, а координирующий распределение жилья «Московский фонд реновации жилой застройки». Новое юрлицо, по его словам, создали специально, чтобы исключить коррупцию в московской реновации и разделить полномочия по строительству, управлению новым жилым фондом и распределению жилья между претендентами. Кому и какая квартира достанется, случайным образом определяет компьютер. Когда компьютер подбирал новое жилье для семьи Копиных, произошел технический сбой в серверах и адресату выписалось неправильное уведомление, убеждал сотрудник.
Почему это «неправильное уведомление» сначала подготовила помощница Мехедова Д.И., а потом подписал заместитель руководителя Департамент городского имущества Москвы Антон Сорокин, а потом выслал отдел корреспонденции, а потом целый штат сотрудников ПОЛГОДА курировал сбор пакета документов во исполнение этого решения, одному компьютеру известно.
На сегодня ситуация следующая: не отозваны, не оспорены, утратившими силу не признаны:
1. подписанное и согласованное сторонами предложение о заключении договора на переселение в трехкомнатную квартиру с присвоенным кадастровым номером, 2. подписанное сторонами согласие на заключение договора на переселение в трехкомнатную квартиру с присвоенным кадастровым номером, 3. подписанное согласие на включение данной трехкомнатной квартиры в предмет договора, 4. акты об осмотре.
В своих ответах на жалобы градоначальники демонстрируют, можно сказать классическую шизофрению.
Федеральный закон однозначен в трактовках и строго запрещает переселять людей в жилье с отличающейся в меньшую сторону жилой площадью:
«На основании ст. 7.3 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-01 «О статусе столицы Российской Федерации» нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, освобождающим указанные жилые помещения, в целях обеспечения их жилых прав взамен таких жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения <…> в которых жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении <…>».
В рамках того же ответа, буквально через абзац, со ссылкой уже на постановление Правительства Москвы, чиновники транслируют ровно противоположную мысль:
В рамках положений постановлений Правительства Москвы от 08.08.2017 №517-ПП «Об учреждении московского фонда реновации жилой застройки» Московский фонд реновации жилой застройки (далее - Фонд) вправе при наличии согласия гражданина, освобождающего жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации, передать гражданину находящееся в собственности Фонда жилое помещение, которое соответствует установленным для целей реализации Программы реновации стандартам благоустройства и требованиям к улучшенной сделке, общая площадь которого больше общей площади освобождаемого жилого помещения, а жилая площадь меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения. При этом гражданину в порядке, установленном советом Фонда, предоставляется компенсация в денежной форме за счет средств Фонда».
Ключевой оговоркой в подзаконном акте Правительства Москвы, конечно же, является фраза «ПРИ НАЛИЧИИ СОГЛАСИЯ». При наличии согласия гражданина чиновники могут не последовать федеральному закону и переселить гражданина по реновации в меньшую жилую площадь.
Но нет подписанного согласия (на уменьшение жилой площади и денежную компенсацию недоданных жилых метров), чиновники продолжают искать устраивающий все стороны вариант.
Во всех нормативно-правовых актах, сопровождающих реновацию, постоянно мелькает термин «улучшение жилищных условий» (в этом как бы и заключается декларируемая главная цель реновации). По этому высшему замыслу предоставить квартиру, по характеристикам уступающую освобождаемой, чиновники строго не могут, а вот предоставить лучше, чем было - могут легко и без ограничений.
Устраивающий семью Копиных вариант – изначально предложенная трехкомнатная квартира.
Как чиновники из Департамента городского имущества теперь пытаются убедить Копиных, что эта трехкомнатная квартира им не подходит, заставить согласиться на двухкомнатную?
В своих ответах они пишут:
«на данный момент в ресурсе Департамента отсутствуют квартиры с жилой площадью не менее 30,5 кв.м.»,
«Ранее в Отделе переселения в ВАО Управления переселения Департамента вам были даны объяснения об отсутствии оснований для предоставления Вашей семье трехкомнатной квартиры».
К конвертах к своим ответам кураторы реновации докладывают уже заполненные как надо бланки заявлений на мену жилья.
В последнем разговоре на эту тему консультант из Департамента городского имущества высказал собственнику угрозу следующего содержания: если в течение 90 дней не подписываетесь под двушкой, мы подаем в суд и прописываем вас туда ПРИНУДИТЕЛЬНО.
К психологической атаке не поленился присоединиться даже ЖЭК, напомнив о коммунальных долгах. Семья Копиных не соглашается с начислениями некоторого периода прошлых лет, поскольку, по их словам, в расчетах не учитывалась льгота по инвалидности у самой старшей собственницы (мамы Александра), которая скончалась в прошлом году. «Вы – в стоп-листе, вам никогда не дадут нормальную квартиру», - заботливо сообщили Александру в ЖЭК.
Недавно в доме перерезали газопровод.
А в один вечер, вернувшись с работы, Александр обнаружил, что подъездная дверь заварена и попасть в собственную квартиру невозможно.
В префектуре данные фокусы объяснили простой заботой о безопасности жильцов: «организация выполнения мероприятий по предотвращению превышения предельно допустимых характеристик надежности и безопасности эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем».
Пять дней с полицией Александр добивался, чтобы его впустили во всё еще ему принадлежащую квартиру. Компромисс был достигнут: на подъездную дверь повесили амбарный замок. Потом еще пять дней ушло на то, чтоб добиться выдачи ключей от этого замка.
Наконец, как истинные вымогатели, создав людям круг проблем, Департамент городского имущества и Московский фонд реновации выдают Копиным особо ценный совет: ДОПЛАТИТЬ.
Начальник Управления по реализации жилой и нежилой площади Московского фонда реновации жилой застройки Витрищук В.В. в своем ответе советует Копиным ознакомиться на сайте Фонда реновации fr.mos.ru с перечнем квартир попривлекательнее той, что им предлагают. И приобрести понравившуюся за дополнительную плату.
К совету присоединяется Департамент городского имущества: «Вы можете рассмотреть приобретение жилых помещений большей площади и с большим количеством комнат за дополнительную плату в рамках Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 №45-ПП».
Предложенная изначально Копиным и их стараниями избавленная от строительных дефектов трехкомнатная квартира уже значится поставленной на кадастровый учет в базе Росреестра.
На сайте ведомства указано, что у квартиры имеется один правообладатель, как минимум, с 28 октября, его ФИО и дата регистрации скрыты.
Комментарий юриста:
- Пунктами 1, 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" гласит: жилая площадь и количество комнат в предоставляемом жилом помещении не может быть меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения может даже превышать общую площадь освобождаемого жилого помещения.
То же право косвенно закреплено Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 516-ПП (ред. от 11.11.2019) "Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения".
Следовательно, в буквальном толковании нормы права выплата за ухудшение - не императивная, и достижение такой договоренности возможно только по соглашению сторон. Принудить к меньшей жилой площади с доплатой, таким образом, не имеют права, на то не имеется никаких законных возможностей, кроме согласия самого собственника.
Что можно посоветовать? Если имеется стойкость к тому психологическому тренингу, которому организаторы реновации подвергают переселенцев, и отлажена письменная претензионная работа, то есть шанс отстоять неукоснительное соблюдение своих прав. Однако, судебной практики по данному вопросу еще нет и будет иметь большое значение то, что переселенцы уже подписали.