Недавно смотрел передачу, где ведущим был Станкевич. Тот самый, бывший демократ, а ныне участник программы Соловьева. Похоже, что участников начинают награждать авторскими программами на ТВ.
Как ведущий программы Станкевич весьма посредственен. И говорил он о вещах известных: Андропов, Щелоков, директор Елисеевского магазина, которого расстреляли. Правда, прозвучало и нечто более интересное. Андропов реализовал народную мечту посадить коррумпированную верхушку власти. По словам Станкевича, было арестовано и приговорено к длительным срокам заключения около 1500 чел. (в Википедии названо 4 тыс., но, возможно, это с более поздними). Я пытался вспомнить, знал я об этом раньше или нет. Вроде бы что-то слышал, но в постсоветское время. Но тогда в 1983 году я такого не слышал. Ни на работе, ни в диссидентских кругах это не обсуждалось. То ли втихаря сработал Андропов, то ли это никого не заинтересовало.
Примерно тогда возникло и «хлопковое дело», и вел его Гдлян, но после смерти Андропова (а возможно, еще при нем) оно притормозилось. Дела не были закрыты, но и не продвигались. Напомню, что Чурбанов был арестован только в 1987 г., во время перестройки.
Это была как бы вторая волна, но пошла она по совсем другому пути. Гдлян и Иванов попали в телевизор как активные деятели перестройки. У них нашлось много сторонников, им удалось создать общественное движение. Правда, на волне популярности они пробыли недолго, но популярность была.
Итак, что мы имеем. Мечта о социальной мести в начале 80-х была, но и подспудно и вяло. Интересно, что диссиденты, как могли, гасили ее. Но это частность. Андроповские аресты прошли незамеченными. Самоубийству Щелокова скорее удивились. Расстрелянного директора Елисеевского скорее жалели. Сам слышал разговор где-то в транспорте: «Его заставляли воровать, вот в чем дело».
А вторая волна арестов, если она вообще не была фейком (широко известно ведь только про Чурбанова) вызвала всеобщий энтузиазм. Гдлян и Иванов срывали аплодисменты. Народ рукоплескал Горбачеву.
В чем разница между этими двумя волнами? Неужели только в ТВ-пропаганде?
С этих позиций посмотрим на сегодняшнюю ситуацию. Количество арестов за коррупцию и воровство явственно растет. Но никакого позитивного отклика это не вызывает. Оставим в стороне как особые случаи аресты Фургала, Улюкаева, Зуева, Серебренникова. За исключением Фургала никто про них и не слышал. Как оценить остальные процессы? Как обоснованные или как результат борьбы кланов? Непонятно. Ни одной по настоящему крупной фигуры не арестовано.
Внимание, вопрос. При каких условиях коррупционные аресты могут вызвать такое же рукоплескание, какое получили Гдлян и Иванов? Очевидно, условия два. Во-первых, это должны быть не просто фигуры федерального уровня типа какого-нибудь министра, а фигуры ЗНАКОВЫЕ, типа Чурбанова, и плюс еще какое-то число вдогонку (включая региональных).
Во-вторых, кампания должна быть поддержана по ТВ. И не просто поддержана, как справедливая кара в отношении отдельных лиц. Это уже не подействует. Фраза, постоянно звучащая в фокус-группах: эти хоть нажрались, а придут новые, еще хуже будет. Поддержка должна быть идеологической, типа речь идет не о конкретных людях, а о том, что страна заживет заново, такого безобразия больше не будет, будет светлое будущее и т.п. Но убедить в этом российский народ будет очень затруднительно.
Имитация революции должна быть очень серьезной и правдоподобной. Андропов попытался навести порядок втихаря. Ничего не получилось: ни идеологического эффекта, ни наведения порядка. Полный ноль. А у Горбачева получилось - вывел страну из равновесия, в том числе благодаря Гдляну-Иванову.
Где золотая середина между попустительством и карательной политикой? Может быть, ее нет.
Оригинал здесь