Posted 18 ноября 2021,, 08:00

Published 18 ноября 2021,, 08:00

Modified 7 марта, 13:03

Updated 7 марта, 13:03

1942 г. С-9 швартуется в Кронштадте

Они сражались за Родину: экипаж подлодки С-9 знал, что идет на верную гибель

18 ноября 2021, 08:00
Фото: war-book.ru
1942 г. С-9 швартуется в Кронштадте
Дизель-электрическая торпедная подлодка С-9, не выполнив по объективным причинам задание командования Балтфлота, должна была вернуться в Кронштадт. Для этого требовалось преодолеть установленные гитлеровцами линии минных и сетевых заграждений. 13 августа 1943 года «эска» и ее экипаж пропали без вести.
Сюжет
Авиация

Геннадий Чародеев

Внезапное нападение Германии на СССР и начавшаяся блокада Ленинграда вынудили Балтийский флот перебазироваться в восточную часть Финского залива. Но и оттуда удары советских подводных крейсеров по коммуникациям причиняли фашистам сильное беспокойство, иногда вызывая перебои в снабжении дивизий под Ленинградом продовольствием, горючим и боеприпасами.

Гитлер приказал «запереть» Финский залив

Эхо взрывов на Балтике докатывалось до Берлина. В конце 1941 года Гитлер принял решение: создать такой противолодочный рубеж, который начисто перекрыл бы советскому флоту выход в Балтийское море.

В «горловине» Финского залива в срочном порядке были установлены системы заграждений «Зееигель», «Рукаярви», «Насхорн» - более 12 000 мин, находившихся в воде на расстоянии порядка 20 метров друг от друга.

Даже в этой ситуации фарватеры Балтики едва ли стали спокойнее для немцев и финнов. Несмотря на смертельный риск, советские «Щуки» и «эски» каким-то чудом постоянно прорывались в открытое море. По архивным данным, в 1942 году наши подводники сумели потопить более полусотни вражеских транспортов, груженных углем, бензином и ящиками с продовольствием.

Когда же советские лодки всплывали, чтобы зарядить свои аккумуляторные батареи, они тут же подвергались артиллерийскому обстрелу с берега, налетам вражеской авиации или атакам противолодочных кораблей.

«Каждая русская подводная лодка, прорвавшаяся в Балтийское море, представляет угрозу судоходству и подвергает опасности транспортные суда, которых уже не хватает для перевозок воинских грузов и стратегического сырья», - писали обеспокоенные немецкие офицеры в своих донесениях в Берлин.

С весны 1943 года фашисты начали устанавливать сплошные сетевые заграждения. Сети эти были весьма прочными, так как изготовлялись из стального троса диаметром 18 мм. К дну залива они крепились тяжелыми якорями, а на плаву, в вертикальном положении удерживались на многочисленных поплавках. Углубление сетей от поверхности воды достигало 40-70 метров, практически перекрывая в этом районе весь диапазон возможной глубины хода подлодок. Там же, где глубина позволяла советским ПЛ проскользнуть под сетью, были поставлены донные мины.

Гитлеровцы использовали и так называемы «сигнальные сети», которые были не менее опасны. Их устанавливали на подходах к портам и на фарватерах. От воздействия на сеть автоматически зажигались специальные буйки, выделявшие густой дым. На этот сигнал тотчас спешили противолодочные корабли, и за подлодками начиналась охота.

Пробиться во чтоб это ни стало

В конце концов, немцам удалось «запереть» Финский залив для советских субмарин, которые, естественно, не могли добиться результатов в таких условиях. Весной 1943 года удары наших лодок по коммуникациям в Балтийском море практически прекратились - до осени 1944 года.

Однако командование Балтфлота, видимо, боясь разгневать Сталина, упорно искало варианты прорыва лодок.

«Наши стратеги пытались опробовать различные способы пробиться в открытую Балтику. Одним из них была бомбардировка участка сети авиацией. Вслед за ней к сетевому заграждению должны были прибыть подводные лодки. Их задача – найти в сети повреждения от сброшенных авиабомб, и «проскочить» в образовавшуюся дыру. Вторая ПЛ должна была как можно ближе подойти к заграждению и выстрелить по сети торпедой, чтобы разрушить ее. Координаты «лаза» необходимо было передать в штаб, только после этого – возвращаться на базу», - рассказал историк Мирослав Морозов.

Вторую боевую задачу получила С-9 – подводный корабль с богатой историей боевых походов. К 1943 году эта лодка уже участвовала в трех боевых операциях. В этих походах С-9 повредила два немецких судна, пережила атаки с воздуха, ее таранил немецкий пароход, субмарина два раза тонула. Трагически погиб ее первый командир Сергей Рогачевский. Вместе с моряками верхней вахты его смыло штормовой волной с мостика рубки.

Тем не менее, «эска», пройдя тяжелейшие испытания, благодаря опытным офицерам-подводникам, всегда возвращалась на базу. И с бывалым командиром капитаном 3-го ранга Александром Мыльниковым С-9 в четвертый раз была готова выйти навстречу смертельной опасности.

В свой последний боевой поход для разведки Нарген-Порккалаудского рубежа С-9 вышла 30 июля 1943 года с базы на острове Лавенсари. Чтобы пробиться к немецкой сети, «эска» должна была преодолеть мощное минное поле «Зееигель», где до этого уже погибали советские подлодки. Дальше еще одно препятствие – «непроходимое» по немецким представлениям минное заграждение «Насхорн». Вероятность подрыва советских субмарин на этом поле немцы считали стопроцентной. Но С-9 смогла его форсировать и выйти к цели.

7-9 августа моряки обследовали противолодочные сети фашистов, и командир радировал в штаб об обстановке. К этому моменту попытка форсирования сетевого заграждения окончилась неудачей. Сброшенные самолетами бомбы не смогли продырявить прочные стальные заграждения немцев. С-9 выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена силами береговой охраны и атакована. Сети не пострадали. Об этом в своей последней радиограмме доложил в штаб флота Мыльников. Командир получил «добро» на возвращение.

А как вернуться домой? Лодке предстояло форсировать центральную часть Финского залива и снова пройти рубеж «Зееигель», а уже в Нарвском заливе встретиться с советскими сторожевыми катерами. Однако ни 12-го, ни 13-го августа лодка С-9 в точку рандеву не прибыла…

4 сентября 1943 года на острове Сескар было обнаружено мертвое тело краснофлотца в водолазном снаряжении. Это был старшина 2-й статьи Кирилл Дикий – член экипажа С-9. Тело смогли опознать только по ордену Боевого Красного Знамени на форменной одежде подводника.

Долгое время считалось, что С-9 погибла на минном заграждении «Насхорн» в районе банки Негрунд-Намси или в результате атаки финского эскортного корабля «Виско» северо-восточнее острова Кери, пока уже в наши дни поиском лодки не занялись участники IX международной подводной поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». И они ее нашли.

Подорвались на донной мине

Разрушенную лодку, лежащую на дне Финского залива в районе острова Большой Тютерс, обнаружили не сразу. Сначала поисковики поработали в российских и немецких военных архивах, потом восстановили последний маршрут С-9 и прошли по нему. Когда найденная на дне Балтики «эска» была окончательно идентифицирована специалистами, за дело взялись дайверы российской Разведывательно-водолазной команды и финской Divers of the Dark.

Вот что рассказал историк и дайвер, член поисковой команды Михаил Иванов: «Мы обнаружили С-9 на 45-метровой глубине, лодка лежала на песчаном грунте. На рубке был бронзовый литер «С» с цифрой «9». При осмотре остова лодки мы увидели открытый носовой торпедный аппарат - значит, через него экипаж пытался покинуть «эску». Корпус С-9 разломан пополам, снизу в нескольких местах видны поперечные трещины. Такие повреждения характерны при подрыве субмарины на донной мине

Осмотр остова лодки и архивные документы, которыми располагали члены экспедиции, помогли восстановить цепочку событий, происходивших в августе 1943 года.

Дело было, скорее всего, так. 8 августа командир С-9 Мыльников получил приказ возвращаться на базу. На обратном пути «эска» вновь успешно преодолела минное заграждение «Насхорн». Дальше, как следует из немецких документов, она была обнаружена дозорным кораблем финнов. Они стали преследовать С-9, но лодке удалось оторваться. И, предположительно, днем 13 августа С-9, в подводном положении в очередной раз начала преодолевать «Зееигель».

На пути «эски» встали донные мины, установленные немецкими саперами еще в 1942 году. С-9 прошла в пяти метрах над одной из них. Но этого было достаточно, чтобы сработал детонатор и прогремел взрыв. В результате - корпус лодки разломился пополам. По свидетельству дайверов, везде видны поперечные трещины. Покалеченная С-9 пошла ко дну…

Как считает историк Мирослав Морозов, несмотря на чудовищный по мощности взрыв, внутри лодки все равно оставались живые люди, которые не впали в панику или в отчаяние. Члены экипажа знали, на что шли и боролись за жизнь до конца.

Вполне допустимо, что нескольким краснофлотцам, оставшимся в носовой части С-9, удалось выйти наружу. Но шансов спастись у них не было. Во-первых, глубоко, и потом - до родной базы в Лавенсари больше 30 километров! Добраться туда вплавь - нереально. Так подводная лодка С-9 стала братской могилой для отважного экипажа.

Завершилась экспедиция панихидой по погибшим подводникам и официальной церемонией отдания воинских почестей экипажу С-9. Прощаясь с «эской», российские и финские дайверы закрепили на борту лодки табличку с именами 46 героев-краснофлотцев.

"