«Завершить работу по внесению в законодательство изменений, касающихся установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола об административном правонарушении на основании полученных с применением приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки», - следует из списка поручений, опубликованного на сайте Кремля.
Согласно документу, правительство должно исполнить в срок до 1 июня 2022 года.
Фиксация нарушений правил дорожного движения через приложение имеет мало общего с законом и вряд ли поможет повысить на дорогах безопасность, считает автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс» на одном из федеральных каналов Вячеслав Субботин.
«Это приложение - некорректная штука – с точки зрения права. Не приложение должно снижать количество аварий на дорогах, а выстроенная дорожная инфраструктура. Это то, как оборудованы дороги, разделены ли между собой встречные полосы, освещены ли они, оборудованы ли обочины и есть ли перекрестки и пешеходные переходы на разных уровнях. Вот что влияет на безопасность и количество погибших за год. », - подчеркивает эксперт.
В таком же ключе рассуждают и юристы.
В действующем Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП), как, впрочем, и в проекте нового, подготовленного Минюстом, просто нет норм, которые бы позволяли применять подобные средства фиксации правонарушений. Кодекс требует, чтобы средство, при помощи которого фиксируется нарушение, было автоматическим.
Московские власти пытались бросать «пробный шар» еще в 2019 году, придумав Программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» (ПАК ПМ). Программа имела две версии: для простых граждан, которые могли бы установить ее на свое мобильное устройство, и «профессиональную» - для инспекторов МАДИ, которые пользовались ею с планшета.
С таким порядком отлова нарушителей, однако, тут же не согласился Верховный суд России.
В Постановлении Пленума ВС №20 от 25 июня 2019 года сказано, что штраф можно высылать неопосредованно автовладельцу, только если фиксация нарушения велась в автоматическом режиме.
Для этого камера должна быть установлена стационарно либо на транспортном средстве (таком как мобильный «Паркон» или «Паркрайт»), движущемся по «утвержденному маршруту».
И комплекс должен исключать «воздействие на него человека», а именно: в выборе ракурса и объекта фиксации не должна присутствовать чья-либо воля, фиксироваться должны все нарушения, попавшие в объектив устройства. Кроме того, приборы должны быть сертифицированы в качестве средств измерения, иметь свидетельство о поверке и целый перечень других документов.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, а съемка ведется человеком с помощью телефона, видеокамеры, видеорегистратора, то автофиксацией это считаться не может, и к нарушителю на дороге должен применяться стандартный порядок привлечения к ответственности.
Фотографию или видео рассматривает ГИБДД, собственник авто вызывается для составления протокола, дело об административном правонарушении рассматривается с участием привлекаемого, выносится постановление. Высылать автоматические штрафы в этом случае запрещено.
В Департаменте транспорта Москвы тогда обещали «проконсультироваться с правоохранительными и судебными органами по вопросу использования приложения с учетом позиции ВС», однако довольно длительное время еще продолжали игнорировать требование закона об автоматической фиксации.
В результате суды массово отменяли все штрафы, выписанные при использовании фотофиксации через «Помощника Москвы» именно по причине нарушения процедуры.
- Сейчас Департамент транспорта «купил» на ПАК ПМ новый сертификат, подтверждающий, что «Помощник Москвы» сертифицирован по ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением» и таким образом хотел исчерпать препятствие. Но есть один нюанс, который очень важен для соблюдения законной процедуры по привлечению к ответственности – а что именно сертифицировали-то? ГОСТ Р 57144-2016 требует наличия в сертифицируемом оборудовании фото или видеокамеры. В случае с «Помощником Москвы» сертифицирована только серверная часть оборудования и программа для телефона. Но им не достает сертифицированного устройства с камерой, потому что камеры в личных телефонах граждан по этому ГОСТу никто не сертифицировал и сделать этого не может. Вывод на поверхности – сертификация липовая. Но московские суды почему-то начали принимать этот сертификат как годный и отказывать в отмене штрафов. Получается, что в текущей формулировке закона фиксация нарушения на телефон незаконна, но ее обходят при помощи кривой сертификации, - комментирует юрист Иван Ёжиков.
Что ожидается за пределами Москвы, на федеральном уровне?
Если поправки в КоАП позволят фиксацию дорожных нарушений с несертифицированных устройств (телефонов или видеорегистраторов граждан) или оставят в силе «московский фокус» с кривой сертификацией за счет сертификации только частей этой системы, то начнется вакханалия, полагает эксперт.
- Единственным правильным решением, с точки зрения закона, было бы установление обязательной сертификации для программного обеспечения и конечного устройства как единого комплекса, то есть всех элементов, применяемых для фиксации нарушения. Тогда производитель программы должен договариваться с производителем «железа»-оборудования и сертифицировать всё вместе. Такие телефоны/планшеты могут закупать правоохранительные органы и частные лица, которые желают самостоятельно заниматься фиксацией, или это могут быть сертифицированные видеорегистраторы, которые водители могут устанавливать на свои автомобили, чтобы тоже фиксировать нарушения, - поясняет Ёжиков.
Но даже если проблемы с ненадлежащей сертификацией и автоматической фиксацией будут устранены, возникает следующий важный аспект. А какие нарушения можно фиксировать?
Притчей во языцех стала в Москве фиксация заездов одним колесом на 5 см обочины, которая по документам значится как газон (суды при вынесении решений отталкиваются от данных из реестра, и если земля включена в перечень зеленых насаждений, то выписывается штраф, хотя зачастую газоном там и не пахнет).
Громкий случай летом 2019 года – водитель из Москвы получает штраф за то, что тень его машины пересекла сплошную линию.
В Нижнекамске в тот же период водителю приходит штраф за превышение скорости эвакуатором, который везет его автомобиль на штрафстоянку.
В Ульяновске водителю старенького ГАЗ сделали комплимент, прислав штраф за то, что «продукция Горьковского автозавода» гоняла по СНТ «Черемушки» со скоростью 223 км/ч.
В 2015 году шоферу из Твери постановили заплатить штраф за езду со скоростью 1 км/ч.
Еще одна ловушка – временный знак на ограничение скорости до 50 км/ч. На автомагистралях, где всегда было разрешено ездить со скоростью 90-100 км/ч, появляются «желтые» знаки, в компанию к ним, как правило, приставляют «треноги» или новые комплексы на крышах легковых автомобилей с зеленой расцветкой. Участники сообщества «Синие ведерки» часто предупреждают друг друга о временных камерах, ведь если не взаимопомощь, трудно понять, почему работ нет, дорога идеальная, но нужно снижаться вдвое. Да даже если и сам заметишь «желтый» знак заранее, до 50 км/ч со 100 км/ч можно просто не успеть оттормозиться.
Автофиксация также любит ловить водителей, сменивших полосу в тоннелях. Пока, в большинстве случаев перестроение в тоннелях в России запрещено разметкой. Автомобилист выезжает из тоннеля по другой полосе и становится нарушителем . Часто, например, на этом участке водителю приходится уступать проезд спецтранспорту или объезжать препятствие — ДТП или заглохшего попутчика. Но камеры и подписывающий постановление инспектор не могут оценить и увидеть, что происходило в тоннеле.
Камеры также плохо справляются и с остановками для высадки пассажиров. При быстрой высадке или посадке пассажира на платной стоянке штраф в 5.000 рублей приходить не должен. Летом 2020 года в Москве водитель высадил пассажирку, уехал, а затем через пару часов забрал ее с того же места. После он получил штраф за неоплаченную парковку, поскольку техника, считав номер авто и обнаружив его два раза в одном и том же месте, определила, что автомобиль будто бы находился на стоянке беспрерывно два часа и составила фотоматериал.
Вообще такие случаи свидетельствуют о несовершенстве государственных систем автофиксации, а значит, по букве закона, ВСЕ постановления по данным пунктам нарушений должны быть разом отменены и пересмотрены в ручном режиме – перепроверено и переподписаны сотрудниками ГИБДД, считает Вячеслав Субботин.
- На мой взгляд, для автофиксации могут быть выбраны только очевидные, бесспорные и отчетливо фиксируемые нарушения: проезд на красный свет, езда по обочине или встречке, езда по тротуару, непредоставление преимущества спецтранспорту. Я не могу себе представить автомобилиста, который был бы против наказания обочечника или ездуна по встречке. Кроме самих обочечников и ездунов, конечно, - комментирует Иван Ёжиков.
Предлагаемый механизм фиксации нарушений некорректен и с моральной стороны. Недостаток системы в том, что она стимулирует доносительство среди граждан, при этом официальные органы за счет жалобщиков снимают с себя половину должностных обязанностей.
- За безопасностью на дорогах должны следить правоохранительные органы – это главная функция дорожной инспекции, и сотрудники именно за это получают зарплату из наших налогов. Перестраивая систему таким образом мы кардинально меняем представления о правоприменении, - комментирует Вячеслав Субботин.
В столице информаторы «Помощника Москвы» поощряются «рейтингами» и вполне ощутимыми материальными вознаграждениями за фиксацию: мерчем, бесплатным проездом на транспорте, билетами в музеи и т.д. Прямо на сайте помощникмосквы.рф, курируемом Департаментом транспорта, создано целое сообщество. Жалобщики соревнуются, кто за неделю принесет больше материала для ГИБДД. В одноименном чате в телеграмме сейчас состоит почти 400 таких «помощников».
- Они называют это охотой или ловлей покемонов, делятся способами тайного фотографирования, покупают специальные объективны на телефоны, чтобы производить снимки незаметно – сбоку или издалека. Мне кажется, это категорически недопустимо. Обязанность граждан соблюдать закон не должна превращаться в раздачу плюшек и проистекать из желания наживы, не должна становиться профессией, спортом или развлечением, подчеркивает юрист Иван Ёжиков.
Налоговая инспекция, к слову, не просто закрывает глаза на эти вполне измеряемые в денежном эквиваленте доходы жалобщиков, а, как выяснилось, сама подсказывает обходные схемы.
- Формально оператор проекта - АО Электронная Москва» обязан собирать со всех участников их данные и передавать в налоговую стоимость полученного и начисленного, а налоговая обязана выставить всем налоги. Но организаторы изловчились называть всё это РЕКЛАМНОЙ АКЦИЕЙ и выводят из-под налогов как дисконтные карты и стимулирующие лотереи. ФНС пол года ломала голову, как помочь жалобщикам не платить налоги, и придумала. При этом, что именно рекламируется или стимулируется, объяснить никто не в силах.
Ранее в ноябре в КоАП РФ ввели новые штрафы за нарушения правил дорожного движения. Среди новшеств: наложение временных ограничений на водительские права до решения суда и штраф в 40 тысяч рублей за неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции.
Поправки также содержат санкции за систематическое нарушение ПДД, парковку на газоне, выбрасывание мусора из машины и опасное вождение.
В дальнейшем Минюст планирует отказаться полностью от применения административного ареста в отношении нарушителей.
В Совете Федерации ранее также сообщали, что планируют ввести в КоАП РФ санкции за хамское поведение на дорогах. По словам первого заместителя председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавишниковой, речь идет о наказании за манеру управления автомобилем, которая может представлять опасность для окружающих (а может и не представлять).