Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на заявление внесенного в реестр СМИ-иноагентов основателя движения «За права человека»** Льва Пономарева, ответчик намерен обжаловать вынесенное судом решение.
«Протокол о неисполнении обязанностей, возложенных статусом иноагента (ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП), был составлен на Льва Пономарева в октябре и стал первым в своем роде после ужесточения законодательства об иноагентах в 2020 году», — говорится в сообщении.
По словам защитника Льва Пономарева Константина Котова, его доверитель после включения в реестр «иноагентов», следуя требованиям законодателя, разместил на главных страницах своих соцсетей маркировку о том, что он признан иноагентом. По требованию Роскомнадзора, маркировка состоит из 24 слов.
Однако Роскомнадзор выдвинул Пономареву претензии и составил на правозащитника протокол. В нем было указано, что при исследовании соцсетей активиста чиновники насчитали 39 сообщений без указания на «иноагентство». Примечательно, что в большинстве случаев речь шла о репостах сообщений СМИ, в том числе текстов включенной в реестр иноагентов «Медиазоны». Пономарев посчитал, что ставить пометку об «иноагентстве» дважды нецелесообразно.
«Я делал репосты сообщений, в которых уже указано, что они созданы иноагентами, поэтому не приписывал собственную пометку», — Лев Пономарев журналистам.
Примечательно, что некоторые посты Пономарева, вызвавшие недовольство Роскомнадзора за отсутствия знака «иноагента», не имели никакого отношения к политике. Среди репостов журналистских статей, в частности, были поздравления друзей с днем рождения.
Как прокомментировал ситуацию защитник Пономарева Константин Котов, он планирует подать апелляцию на решение Хорошевского суда, а также обратиться в Конституционный суд России с жалобой на ст. 19.34.1 КоАП.
Котов сам отсидел полтора года в колонии, став вторым человеком, получившим реальный тюремный срок по ст. 212.1 УК РФ за неоднократное нарушение правил проведения публичного мероприятия.
Он убежден, что вменяемая «иноагенту» Пономареву административная статья 19.34.1 КоАП «так же опасна, как ст. 212.1 УК РФ, и имеет административную преюдицию».
«Если Льва Александровича продолжат штрафовать по ст. 19.34.1 КоАП, то уже на третий раз ему может грозить уголовное дело, как и в случае с моим делом, когда уголовное дело было возбуждено после трех административных протоколов», — сообщил Константин Котов.
Сейчас российские надзорные ведомства требуют, чтобы граждане, причисленные к «иноагентам», в обязательном порядке добавляли маркировку из 24 слов к любой своей публикации, в том числе к текстам неполитического характера, будь то фото домашних животных или репосты официальных сообщений госорганов власти либо госСМИ.
По мнению Константина Котова, нынешняя редакция ст. 19.34.1 КоАП противоречит ст. 10 европейской Конвенции о правах человека, гарантирующей всем людям право на свободу выражения мнения. Если интересы Льва Пономарева не удастся отстоять в национальных судах, Константин Котов намерен обратиться с жалобой в ЕСПЧ.
** - внесено Минюстом в список НКО, выполняющих функцию «иноагента»