Posted 3 ноября 2021, 12:35

Published 3 ноября 2021, 12:35

Modified 7 марта, 13:13

Updated 7 марта, 13:13

Пять лет тюрьмы за смену аватарки. К чему ведет закон об иноагентах

3 ноября 2021, 12:35
За нарушение правил отчетности, которые невозможно соблюсти, настолько они сложны, взаимно противоречивы и непрерывно меняются – иностранным агентам следует сперва административное, а потом уголовное наказание.

Почти 200 тысяч человек и более 230 организаций уже подписали петицию против законов «об иностранных агентах» на сайте Change.org

Известный политолог Екатерина Шульман, которая является одним из инициаторов этой акции, надеется, что новый состав Госдумы все-таки рассмотрит снова этот закон и, если не отменит (на что надежды, конечно, нет), то хотя бы внесет в него важные изменения, без которых он по сути является неоправданно жестоким. Тем более, Путин не так давно заявил о том, что «закон об иноагентах» нужно совершенствовать в связи со злоупотреблениями в правоприменительной практике в отношении благотворительных организаций…»

Пока же так называемые, «иностранные агенты» обязаны отчитываться обо всех своих доходах и расходах, о проводимых проектах и маркировать свои сайты, социальные сети, посты и комментарии. Некоммерческие организации из-за этого теряют доноров и волонтеров, СМИ – рекламодателей, а физические лица – работу и чувство безопасности, - считает Шульман. За нарушение правил отчетности, которые невозможно соблюсти – они сложны, взаимно противоречивы и непрерывно меняются – следует сперва административное, а потом уголовное наказание. Так что статус «иноагента» – это не «маркируйтесь и работайте дальше», а репрессия, делающая деятельность организации, журналиста или гражданского активиста невозможной и неизбежно ведущая к штрафам, административным арестам и потенциальным уголовным делам.

Известно, что законы об «иностранных агентах» позволяют Минюсту признавать некоммерческие организации, СМИ и физические лица «иностранными агентами», если они получают финансирование из-за рубежа. Им может считаться даже перевод от бабушки из Украины (или 200 рублей от неизвестной гражданки Армении – реальный случай: так было признано иностранным агентом объединение наблюдателей «Голос»).

На днях журналист Петр Маняхин был объявлен иностранным агентом за перевод долларов с одного своего счета на другой. Минюст не обязан доказывать, что между полученными деньгами и деятельностью организации или человека есть какая-то связь: чем бы ты ни занимался, если тебе перевели любую сумму из-за рубежа, ты – иностранный агент.

Более того, журналистка Людмила Савицкая (признана иностранным агентом на территории РФ) сообщила, что ее товарищам по несчастью грозят административные и уголовные даже за инагентские аватарки в социальных сетях. Так журналисту Сергею Маркелову и активисту Льву Пономареву (оба признаны иностранными агентами на территории РФ) «прилетело» от Роскомнадзора. Первому за то, что он при смене аватарки не подписал, что она создана и распространена инагентов, а второй сделал репосты без этой же маркировки. Их не спас от наказания даже огромный баннер на обложке страницы в фейсбуке, этим предупреждением. Теперь им всем вменяют «нарушение порядка деятельности иностранного агента» по статьяе 19.34.1 административного кодекса. Но, если человека дважды обвинят в таком «нарушении», то на третий раз ему грозит уже уголовное дело за «злостное уклонение от исполнения обязанностей иностранного агента» с тюремным сроком от двух до пяти лет – статья 330.1 УК РФ.

Савицкая негодует: «Пять лет за аватарку или пост без "ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ", как вам? Еще один шанс сесть - ошибка в отчете в Минюст на 86 листах, том самом, где мы, агенты, докладываем государству, какой кефир, батон и нижнее белье покупаем. Откуда деньги тоже объясняем - банковские выписки прикладываем.

Лучше всего об этом безумии говорит Маркелов:

"Ненормально, что в XXI веке, когда изобретают лекарство от рака, когда люди в космос летят снимать в фильм, человека могут заставить называть себя иностранным агентом, писать какой-то дисклеймер, отправлять отчеты о том, какие прокладки, лекарства, презервативы он купил. Это просто абсурд и антиутопия, которая оживает на глазах. Это абсолютно антиконституционно и античеловечно! Это противоречит всем нормальным представлениям о нормах человеческого права и всего остального. Ни у кого ничего не щелкает, все такие: "Ну, ладно, окей, проживем так теперь". А этого не должно быть!...»

Подпишитесь