Сергей Крон
EuroNews напомнила, что в сентябре талибы поспешили объявить о захвате Панджшерского ущелья и полном разгроме вооруженных отрядов Ахмада Масуда. Тот, находясь в Таджикистане, в свою очередь объявил, что противостояние талибам продолжается, сопротивление переходит к тактике партизанской войны. Он призвал афганцев к общенациональному восстанию.
Известно другое: в октябре делегация талибов приезжала на переговоры в Москву, где стороны обсуждали обстановку в региона, афганцы просили о продовольственной помощи. Представители нынешних властей в Кабуле, видимо, поднимали и вопрос о международном признании движения «Талибан».
Как отметил спецпредставитель российского президента по Афганистану Замир Кабулов, талибов признают, когда они начнут «выполнять большую часть ожиданий для международного сообщества, которая касается, прежде всего, прав человека».
В штабе Ахмад Масуда внимательно следят за визитами талибов в столицы соседних государств. Лидеры ФНС поняли, что на них лежит «несмываемое пятно» международного терроризма и до признания их законными властями в Афганистане еще далеко.
«Фронт сопротивления под руководством Масуда имеет физическое присутствие бойцов в некоторых афганских провинциях. ФНС работает над повышением уровня своей боеготовности и готовит конкретные программы боевых действий», - заявил в интервью ТАСС бывший заместитель губернатора северной афганской провинции Панджшер Кабир Васик.
По его словам, Талибан представляет угрозу для всех стран, особенно для государств Центральной Азии.
«Россия, имея серьезное влияние в регионе и в мире в целом, способна противостоять талибам, поддержать народ Афганистана и силы сопротивления в их борьбе с террористами», - заявил Васик.
Он также отметил, что Фронт национального сопротивления приветствовал решение Москвы не признавать сформированное талибами временное правительство, сформированное радикалами.
Руководители ФНС рассказали журналистам о том, что Талибану летом удалось взять лишь большие города. Но партизаны в горах и долинах остались. После того как талибы заняли Кабул, в первые две недели августа в Панджшер устремились многочисленные афганцы, которые прежде служили в армии и в спецназе. Они присоединились к повстанцам.
«Мы готовы сражаться с талибами. У нас есть оружие и боеприпасы, которые мы терпеливо собирали долгие годы, потому что знали, что этот день может наступить», - заявил Ахмад Масуд в своей авторской статье в The Washington Post.
Лидер ФНС рассказал, что его сторонникам требуется помощь извне, чтобы дать отпор террористам. Он ищет поддержку у крупнейших мировых держав. Но все-таки начал с США, где открыл офис для лоббирования своих интересов.
Впрочем, повстанцам, по признанию их лидера, пока не удается найти особого отклика даже среди близких с Афганистаном соседей - у Узбекистана и Китая, которые хоть и не признают власть талибов, но имеют с ними дипломатические контакты.
А что же Россия? Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова выразила озабоченность по поводу появления «афганских групп сопротивления».
«Мы приняли к сведению опубликованную некоторыми бывшими лидерами декларацию о создании Высшего совета национального сопротивления Исламской республики Афганистан для ведения вооруженной борьбы с талибами. Мы призываем все этнические и политические силы в Афганистане отказаться от воинственной риторики и сделать все возможное для завершения процесса мирного урегулирования», - заявила «НИ» Мария Захарова.
Фронт национального сопротивления Афганистана создан в июле-августе 2021 года. Его лидером считают Ахмад Масуда, сына полевого командира Ахмад Шаха Масуда, известного своей успешной борьбой сначала с советскими войсками, а потом с Талибаном. На сегодня ФНС имеет порядка 100 тысяч своих вооруженных сторонников среди афганцев, жаждущих расправы с талибами.
По мнению западных экспертов, Масуд сегодня остается единственным лидером, который пользуется доверием у населения страны и внешних игроков. Имея безупречную репутацию, он, в отличие от коррумпированной команды «старых руководителей», способен повести за собой бойцов сопротивления и уничтожить террористов, захвативших власть в Кабуле.