Posted 26 октября 2021, 14:00
Published 26 октября 2021, 14:00
Modified 7 марта, 13:22
Updated 7 марта, 13:22
По свидетельству EuroNews, подобное «волшебство» уже сегодня происходит в рамках национальной программы перехода к «водородному обществу». Япония была первой страной мира, сформулировавшей в 2017 году водородную стратегию. С ее помощью она рассчитывает к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 46% и достичь углеродной нейтральности к 2050 году, ведь водород при сгорании превращается просто в пар.
Но принципиально важно то, как производится сам водород. При его выработке и угля и природного газа вырабатывается CO2, который приходится «улавливать и хранить». Кстати, крупнейший научно-испытательный центр производства «зелёного» водорода FH2R построен недалеко от атомной электростанции Фукусима.
По словам генерального директора бюро топливных элементов и водородной технологии FH2R Эидзи Охира, на этом предприятии изучаются методы производства водорода без выбросов углекислого газа, используя максимальным образом источники возобновляемой энергии. «Зелёный» водород получают с помощью электролиза воды, в результате которого выделяются кислород и водород. Ни на одном из этапов производственной цепочки CO2 не выделяется.
Водород в Японии используется в топливных элементах для автомобилей и домов уже более 10 лет. Но в будущем его доля среди энергоресурсов должна увеличиться. «Для достижения углеродной нейтральности, - уверен Охира, -водород будет использоваться не только при производстве электроэнергии, но также в качестве топлива в автомобилях и на промышленных предприятиях, вместо углеродосодержащего горючего. Но для того, чтобы использовать водород в качестве обычного топлива, нужно снизить его стоимость. В Японии мы поставили целью довести стоимость водорода до нынешней стоимости ископаемого топлива где-то к 2050 году».
Один из способов снижения цены - нарастить производство за границей, то есть сделать водород доступным для импорта. Цепь поставок водородной энергии, например, в городе Кобе использует водород, произведенный в Австралии, а затем доставленный в Японию.
Промышленный концерн Kawasaki Heavy Industries первым организовал морские перевозки водорода. Он охлаждается до температуры -253°С и перевозится до потребителя в сжиженном виде. Танкер Suiso Frontier будет довозить груз из Австралии до Японии за 16 дней. Исполнительный директор концерна Мотохико Нисимура говорит, что для регулярных перевозок сжиженного водорода понадобится построить суда в сто раз более грузоподъемные, чем Suiso Frontier.
Кроме того, сообщает EuroNews, японские инженеры разрабатывают еще одну составляющую терминала для сжиженного водорода - специализированное хранилище.
«Хранилище нужно тоже сделать как можно больше, — считает Нисимура. - Резервуар, который находится здесь, второй в мире по размеру. Но когда речь пойдет о регулярных перевозках, понадобится резервуар в 20 раз больше этого. Сейчас мы разрабатываем вместо шарообразных цилиндрический плоскодонный «бак» похожий на тот, который используется при перевозке сжиженного природного газа. Используя такие «баки», мы снизим издержки».
А пока весь мир переживает топливный кризис, японцы уже сегодня используют водород для производства удобрений, повышения качества бензина, улучшения свойств стали, а также в пищевой промышленности для производства маргарина и твердых кондитерских жиров методом гидрогенизации растительных масел. Без водорода не обходятся все процессы гидроочистки, гидрообессеривания, гидрокрекинга, регенерации катализаторов. Его также широко применяют для охлаждения генераторов на электростанциях.
Как стало известно «НИ» Москва ведет переговоры с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии, а также рядом японских компаний по вопросу заключения соглашения на поставки в Японию водорода.
В интервью японской деловой газете Nikkei заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин рассказал об энергостратегии РФ, которая предполагает экспорт 2 млн. тонн водорода к 2035 году. По его словам, перспективным направлениями российского экспорта водорода могут стать азиатские страны, включая Японию, Китай и Южную Корею, а также европейские страны, включая Германию и Францию".