Posted 17 августа 2021, 11:56

Published 17 августа 2021, 11:56

Modified 25 декабря 2022, 17:37

Updated 25 декабря 2022, 17:37

Компромисса не будет: либо водород, либо авиация

17 августа 2021, 11:56
Мнение, что конструкции газотурбинных двигателей достигли предела совершенства и дальнейшее их улучшение невозможно, глубоко ошибочно и играет на руку «водородному лобби»

Андрей Злобин, кандидат технических наук, математик

Цветная энергетика, цветная авиация — вот правильные названия того водородного действа, которое сегодня пытаются выдать за новую эру в истории человечества. Отсюда же броские, рекламные термины «зеленый водород», «зеленая турбина», «зеленый самолет». Помните аферу про «красную ртуть»? Рассчитано на новые поколения неопытных «егэшников», умеющих различать и заполнять цветные клеточки, которые им подсовывают в качестве готовых решений. Людей приучают действовать, ориентируясь на рефлексы, инстинкты, а не на фундаментальные знания.

В предыдущих публикациях я уже писал о взрыве на атомной электростанции АЭС «Фукусима-1» и взрыве американского Шаттла «Челленджер». Это были взрывы водорода. На днях «Новые Известия» напомнили, что «во всем мире за всю историю подводного плавания 39 подводных лодок погибли от взрыва водорода, выделяемого аккумуляторными батареями». Наконец, стоит вспомнить о самой громкой катастрофе, которая поставила жирную точку на использовании водорода в пассажирской авиации. Это было в мае 1937 года, когда на борту самого большого в мире дирижабля «Гинденбург» произошел взрыв водорода, унесший жизни множества пассажиров.

Взрыв водорода на борту дирижабля «Гинденбург» (1937)

Катастрофа «Гинденбурга» не стала концом эры дирижаблей. Подобные летательные аппараты с успехом используются и в наше время. Вот только никому даже в тяжком сне больше не приходит в голову идея использовать взрывоопасный водород в дирижаблестроении. Сегодня в дирижаблях применяется только пожаробезопасный гелий. К сожалению, мир плохо учится на собственных ошибках, и мы снова слышим о водородной энергетике и проектах пассажирских самолетов на водороде. Это значит только одно — впереди новые катастрофы и новые жертвы «гремучего газа».

Стоит задуматься, почему именно сейчас опять поднята шумиха о глобальном потеплении? Почему климату на планете опять «приказано» срочно теплеть? Да все очень просто. Те же самые климатические басни мы слушали в 90-х годах, когда отечественную авиацию обвиняли во всех смертных грехах. Она де недостаточно экономична, потребляет много топлива, наносит вред экологии, загрязняет атмосферу диоксидом углерода. А потому летать нужно на иностранных самолетах, якобы более экологичных. Нашлось в стране множество подпевал и вместо туполевых, ильюшиных, яковлевых и антоновых российское небо практически полностью оккупировали боинги и эйрбасы. Это угробило наш авиапром, который лишился заказов от авиакомпаний. Вот вам и ответ на потуги нынешних «карбонариев», вновь с пеной у рта ратующих за срочную декарбонизацию. Ответ заключается в успехах нашего авиационного двигателе- и самолетостроения, благодаря которым наметилось возрождение отечественного авиапрома. Созданы новые российские авиадвигатели, самолеты, вертолеты, которые могут вытеснить «варягов». Почувствовав растущее конкурентное давление со стороны россиян, лоббисты иностранных самолетов и моторов снова включили «климатического дурака». Россияне опять должны развесить уши, слушать про якобы катастрофическое потепление климата и необходимость срочного перехода на чистое топливо — водород.

Подножка заключается в технологической неготовности перехода на взрывоопасный водород, особенно в авиации России. Наш авиапром только-только начал подниматься из руин 90-х и вновь создавать конкурентоспособную технику. Именно против нашей возрождающейся авиации затеяна водородная кутерьма, способная опять нанести удар в самое сердце России. Теперь им, видишь ли, чистое топливо приспичило. К совершенству двигателей и самолетов уже придраться нельзя, так давай пенять на топливо. Дилетантам в сотый раз объясняю — для основной массы авиационных газотурбинных двигателей альтернативы нынешним традиционным топливам нет. Кто бы и что бы ни говорил. Нет ни одного шанса, что отечественную пилотируемую авиатехнику в обозримом будущем удастся перевести на водородное топливо. И если, не дай бог, водородная дудочка крысолова в России сработает, наш авиапром ожидает очередной крах. Не успеем оглянуться, как водорода у нас будет хоть залейся, а авиационный керосин будет «по талонам». Тогда даже самая современная российская авиационная техника массово и прочно встанет на прикол. Нужно ли в очередной раз повторять, что без авиации огромное по площади российское государство существовать не может?

На руку водородному лобби играет подогреваемое мнение, что конструкции газотурбинных двигателей якобы достигли предела совершенства и дальнейшее их улучшение невозможно. Поэтому требуется замена топлива на более чистое. Такая точка зрения глубоко ошибочна. Нас пытаются убедить в том, что ветер дует, потому что деревья качаются. Значительные резервы у газовых турбин есть, но сказываются трудности, которые были созданы инженерам искусственно. За последние три десятилетия были физически разрушены знаменитые научные и инженерные школы двигателистов и турбинистов, с огромным трудом создававшиеся в СССР на протяжении почти всего XX века. Волосы встают дыбом от того, что снесли левое крыло здания факультета «Энергомашиностроение» МГТУ им.Баумана. Одним махом с землей сравняли уникальные кафедры и лаборатории газотурбинных двигателей, двигателей внутреннего сгорания, термодинамики. Разом пострадали стационарные газотурбинные установки для энергетики, авиационные и транспортные газотурбинные двигатели. Все это было принесено в жертву ради десятка метров асфальта при прокладке Третьего транспортного кольца Москвы.

Снос литейного корпуса МГТУ им.Баумана

Если кто-то думает, что на этом беды инженеров закончились, то сильно заблуждается. Посмотрите на фото. Экскаватор сносит очередную технологическую святыню — знаменитый литейный корпус Бауманки, историю, славу и традиции главной школы российских инженеров-литейщиков. В 2017 году, посетив свою Alma Mater, я специально зашел в этот корпус, чтобы снова вдохнуть неповторимый воздух литейки, которым до меня дышали А.Н.Туполев, С.П.Королев, П.О.Сухой и многие другие выдающиеся инженеры и ученые, окончившие знаменитый российский ВУЗ. Мне искренне жаль будущих выпускников МГТУ им.Баумана — они уже никогда не смогут ощутить того дыхания времени и того творческого благоговения, которые дарили стены с вековой историей. Если так относиться к культурному наследию великих российских инженерных школ, то ничего хорошего не будет. «Водородный экскаватор» уже занес свой ковш над российской авиацией и печальный результат не заставит себя долго ждать. Я многие годы работал и руководил сектором двигателей в Центральном институте авиационного моторостроения ЦИАМ, и лучше других знаю, о чем говорю…