Этот законопроект - сопутствующий проекту федерального бюджета на 2022 и плановые 2023-2024 годы.
24 октября состоится рассмотрение Госдумой этого законопроекта.
Согласно принятому в 1995 году закону, власти гарантируют восстановление и обеспечение сохранности этих сбережений. Исходя из документа, восстановление сбережений должно проводиться путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ с использованием долгового рубля, стоимость которого определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств России.
При переводе всех гарантированных сбережений в целевые долговые обязательства Российской Федерации объем средств, необходимый для их погашения, составит в 2022 году 49,7 трлн рублей, в 2023 году - 51,8 трлн рублей, в 2024 году - 53,9 трлн рублей, отмечается в сопроводительных материалах к документу.
В обосновании к проекту указано, что финансовая оценка осуществлена исходя из общего объема гарантированных сбережений в сумме 345,54 млрд рублей, размера единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по состоянию на 30 декабря 2002 года 31,51 долгового рубля (последняя дата его определения Росстатом) и индекса потребительских цен (инфляции) за период 2003-2024 годов.
С 2003 года компенсации приостановлены, поскольку власти все еще не смогли разработать законы, которые регламентировали бы порядок применения долгового рубля и перевод вкладов в целевые долговые обязательства РФ, как и порядок их обслуживания.
Еще одна причина невыплат компенсаций, которую называют власти - отсутствие денег на эти цели.
Когда аналогичные законопроекты рассматривались с 2017 по 2020 годы, Госдума рекомендовала правительству разработать законопроект, который регулировал был вопрос об исполнении обязательств властей по сбережениям граждан, но этого все еще не сделано.
В Госдуме была организована специальная группа, в состав которых должны были войти по три представителя от всех фракций, а возглавить группу должен был председатель профильного комитета платы по финансовому рынку Владислав Резник.
Вот и теперь закон "О базовой стоимости необходимого социального набора", предназначенный для компенсации дореформенных вкладов граждан в Сбербанке, который должен был вступить в силу 1 января 2023 года, вновь будет отложен.
Эксперты же давно со скепсисом говорят о вероятности выплаты компенсаций советских вкладов. Так, экономист, предприниматель, управляющий партнёр Management Development Group Дмитрий Потапенко указывал, что «не будут никогда ничего выплачивать».
- Они ждут, когда сдохнет последний, у кого были вклады. Тогда и начнут, заявив, что уже некому возвращать долги. Найдут двух древних, ничего не видящих пенсионеров, и выплатят им по десять рублей. Наследники – это следующий этап. Их ещё надо признать! Они всё делают прагматично и правильно. А зачем выплачивать? - говорил эксперт.
По мнению источника «Новы Известий», знакомого с ситуацией, «деньги невозможно выплатить потому, что люди, которые хотели бы получить компенсации не готовы выслушать возражения»:
- Был гражданин, который в восьмидесятые годы собирал деньги на новую кооперативную квартиру, но купить её не успел. А другой собирал деньги на автомобиль. И тоже его не приобрёл. Начались реформы. Деньги пропали. И тому, и другому справедливо компенсировать. Только тому, кто копил на квартиру надо компенсировать в тысячу раз, а тому, кто копил на автомобиль – только в сто. Цены выросли фантастически непропорционально.