Дорогой «железный конь»: машин в салонах мало, и цены на них растут

20 октября 2021, 19:24
Хотя автомобильным дилерам предрекают скорую смерть, потому что автопроизводители могут продавать свою продукцию в интернете, пока салоны наращивают выручку. Помогает им не только мировой кризис с чипами, но и «волшебная палочка» - допы. Клиенты готовы покупать машины в любой комплектации.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

То, что за время пандемии богатые стали ещё богаче, ни для кого уже не новость. Так 50 крупнейших автосалонов страны увеличили выручку только за первое полугодие в 2,5 раза – до 1 триллиона 200 миллионов рублей.

Журналиста Игоря Моржаретто это не удивляет. Удивляет его другое: а почему только в два с половиной раза, почему не в три? При нынешней ситуации на рынке возможно всё:

- Дилеры воспользовались ситуацией, когда машин катастрофически не хватает, и начали нагружать те машины, которые есть, дилерскими опциями. Они имеют право устанавливать такие опции, и количество их зашкаливает. Уже сейчас количество опций в бюджетных автомобилях может достигать пятисот тысяч, а в премиальных – миллион.

Машин не хватает, поэтому за всё, что раньше входило в нормальную комплектацию автомобиля, сейчас дилеры требуют дополнительной оплаты. Коврики, брызговики, защита двигателя – всё стало платным и значительно подорожало. Накрутки на дорогие автомобили могут составлять до нескольких миллионов рублей. Предположим, на ценнике Лэнд Крузера написана цена 6,5-7,5 миллионов рублей, но купить вы его сможете только за 10-11 миллионов.

- Во всём мире дилеры зарабатывают на постпродажном обслуживании автомобиля – на регулярных ТО. Сама маржинальность автобизнеса не так велика, а ТО – действительно здорово. Но сейчас наши открыли фишечку на фоне повышенного спроса, и купить машину в той комплектации, которая заявлена в рекламе, практически невозможно. Готовьтесь к тому, что на она у вас получится на четверть дороже, - предупреждает аналитик финансовой группы ФИНАМ Алексей Коренев.

Сейчас, когда вы придёте в салон, чтобы купить автомобиль, вам обязательно расскажут, что как раз один есть, но на нём уже установлено опций на 300, а то и 500 тысяч рублей.

- Они же вам не навязывают услуги, а предлагают конкретную машину, а если вы не хотите – ждите следующей, но она придёт через полгода и неизвестно, сколько будет стоить, - говорит Игорь Моржаретто.

Ещё один источник дохода дилеров – установка этих «допов» по грабительским ценам. Пользуясь тем, что машин мало, они за установку защиты картера, которая стоит 10 тысяч рублей, берут 50 тысяч, или в пять раз дороже. Клиент, конечно может отказаться, но автомобиля он не получит.

Конечно, инфляцию никто не отменял, да и дефицит давит на потребителя. По сведениям Игоря Моржаретто, цены за прошедшие 10 месяцев на новые автомобили выросли на 13%, а на подержанные – на все 20%.

Отчего же так повезло дилерам и не повезло всем нам?

Сказывается отложенный спрос 2020 года. В прошлом году машины люди не покупали, потому что не знали, что будет дальше, и как правительство сможет удержать ситуацию. Год спустя, устав от неопределенности, вернулись к покупкам.

Ещё один фактор, который гонит цены наверх – это инфляция, считает Алексей Коренев:

- Второй фактор, который подхлёстывает – ожидание роста цен на автомобили и рост процентов на автокредиты. Люди видят, что морковка подорожала в пять раз, отчего же не подорожать авто? Начинается повышенный спрос, машины действительно начинают дорожать, особенно на фоне дефицита.

Автомобилей в мире, действительно, стали производить намного меньше, чем раньше. Причина в том, что не хватает микросхем. Стоят конвейеры на Мерседесе, Фольксвагене, по всей Америке. Дело в том, что львиная доля чипов производится в Китае. Во время пандемии китайцы сократили их производство, а потом в Поднебесной началась борьба за экологию, реформы в металлургической промышленности… К тому же цепочки поставок резко удлинились. Алексей Коренев говорит:

- Навалилось сразу много факторов – пандемия, удлинение цепочек поставки, периодически возникающие контейнерные коллапсы, проблемы с контейнерными перевозками через российско-китайскую границу. Только 130-ти грузовикам они сейчас разрешают проехать, ввели ограничения в связи с таможенной реформой. А 130 грузовиков в день – это мизер.

Даже АвтоВаз испытывает существенный дефицит микрочипов. Понятно, что Гранты и Весты не нашпигованы электроникой, как их далекие родственники из, например, Германии, но она там тоже есть. И когда нужно было выбирать, что выпускать – более народную и дешёвую Ладу Гранта или более современную Весту, сделали выбор в пользу Весты. До чипового кризиса Гранта существенно обгоняла Весту, теперь их продажи сравнялись, хотя регионы продолжают ездить на Гранте.

Дефицит новых автомобилей ведёт к тому, что потребители активнее стали покупать на вторичном рынке.

- Есть косвенные цифры. Средний возраст автопарка России увеличился за время пандемии почти на год. Это говорит о том, что люди стали дольше ездить на старых машинах и реже их менять.

Сколько ещё продлится кризис, когда автопроизводители наладят нормальный выпуск, и сколько наши автодилеры будут ещё обогащаться, сказать трудно. Эксперты полагают, что раньше лета следующего года рынок не восстановится. Но у нас в стране есть и свои причины. В пятницу Центробанк поднимет ключевую ставку. Это повлечет за собой неизбежное повышение ставки автокредита.

В Москве количество автомобилей стабильно снижается, и владении «железным конем», как в советские времена, становится роскошью. Нет оснований полагать, что автомобили будут дешеветь. Накрутка опций может прекратиться, если дилеры увидят, что им не удается продать машину с «допами». Но когда это произойдет, сказать невозможно. Поэтому автодилеры и в следующем полугодии будут рапортовать о росте доходов, а машины на российских дорогах будут все старше. Каждому своё.

#Экономика #Цены #Новости #Автомобиль #Автодилеры #Рост
Подпишитесь