Елена Иванова, Наталья Сейбиль
То, что за время пандемии богатые стали ещё богаче, ни для кого уже не новость. Так 50 крупнейших автосалонов страны увеличили выручку только за первое полугодие в 2,5 раза – до 1 триллиона 200 миллионов рублей.
Журналиста Игоря Моржаретто это не удивляет. Удивляет его другое: а почему только в два с половиной раза, почему не в три? При нынешней ситуации на рынке возможно всё:
- Дилеры воспользовались ситуацией, когда машин катастрофически не хватает, и начали нагружать те машины, которые есть, дилерскими опциями. Они имеют право устанавливать такие опции, и количество их зашкаливает. Уже сейчас количество опций в бюджетных автомобилях может достигать пятисот тысяч, а в премиальных – миллион.
Машин не хватает, поэтому за всё, что раньше входило в нормальную комплектацию автомобиля, сейчас дилеры требуют дополнительной оплаты. Коврики, брызговики, защита двигателя – всё стало платным и значительно подорожало. Накрутки на дорогие автомобили могут составлять до нескольких миллионов рублей. Предположим, на ценнике Лэнд Крузера написана цена 6,5-7,5 миллионов рублей, но купить вы его сможете только за 10-11 миллионов.
- Во всём мире дилеры зарабатывают на постпродажном обслуживании автомобиля – на регулярных ТО. Сама маржинальность автобизнеса не так велика, а ТО – действительно здорово. Но сейчас наши открыли фишечку на фоне повышенного спроса, и купить машину в той комплектации, которая заявлена в рекламе, практически невозможно. Готовьтесь к тому, что на она у вас получится на четверть дороже, - предупреждает аналитик финансовой группы ФИНАМ Алексей Коренев.
Сейчас, когда вы придёте в салон, чтобы купить автомобиль, вам обязательно расскажут, что как раз один есть, но на нём уже установлено опций на 300, а то и 500 тысяч рублей.
- Они же вам не навязывают услуги, а предлагают конкретную машину, а если вы не хотите – ждите следующей, но она придёт через полгода и неизвестно, сколько будет стоить, - говорит Игорь Моржаретто.
Ещё один источник дохода дилеров – установка этих «допов» по грабительским ценам. Пользуясь тем, что машин мало, они за установку защиты картера, которая стоит 10 тысяч рублей, берут 50 тысяч, или в пять раз дороже. Клиент, конечно может отказаться, но автомобиля он не получит.
Конечно, инфляцию никто не отменял, да и дефицит давит на потребителя. По сведениям Игоря Моржаретто, цены за прошедшие 10 месяцев на новые автомобили выросли на 13%, а на подержанные – на все 20%.
Отчего же так повезло дилерам и не повезло всем нам?
Сказывается отложенный спрос 2020 года. В прошлом году машины люди не покупали, потому что не знали, что будет дальше, и как правительство сможет удержать ситуацию. Год спустя, устав от неопределенности, вернулись к покупкам.
Ещё один фактор, который гонит цены наверх – это инфляция, считает Алексей Коренев:
- Второй фактор, который подхлёстывает – ожидание роста цен на автомобили и рост процентов на автокредиты. Люди видят, что морковка подорожала в пять раз, отчего же не подорожать авто? Начинается повышенный спрос, машины действительно начинают дорожать, особенно на фоне дефицита.
Автомобилей в мире, действительно, стали производить намного меньше, чем раньше. Причина в том, что не хватает микросхем. Стоят конвейеры на Мерседесе, Фольксвагене, по всей Америке. Дело в том, что львиная доля чипов производится в Китае. Во время пандемии китайцы сократили их производство, а потом в Поднебесной началась борьба за экологию, реформы в металлургической промышленности… К тому же цепочки поставок резко удлинились. Алексей Коренев говорит:
- Навалилось сразу много факторов – пандемия, удлинение цепочек поставки, периодически возникающие контейнерные коллапсы, проблемы с контейнерными перевозками через российско-китайскую границу. Только 130-ти грузовикам они сейчас разрешают проехать, ввели ограничения в связи с таможенной реформой. А 130 грузовиков в день – это мизер.
Даже АвтоВаз испытывает существенный дефицит микрочипов. Понятно, что Гранты и Весты не нашпигованы электроникой, как их далекие родственники из, например, Германии, но она там тоже есть. И когда нужно было выбирать, что выпускать – более народную и дешёвую Ладу Гранта или более современную Весту, сделали выбор в пользу Весты. До чипового кризиса Гранта существенно обгоняла Весту, теперь их продажи сравнялись, хотя регионы продолжают ездить на Гранте.
Дефицит новых автомобилей ведёт к тому, что потребители активнее стали покупать на вторичном рынке.
- Есть косвенные цифры. Средний возраст автопарка России увеличился за время пандемии почти на год. Это говорит о том, что люди стали дольше ездить на старых машинах и реже их менять.
Сколько ещё продлится кризис, когда автопроизводители наладят нормальный выпуск, и сколько наши автодилеры будут ещё обогащаться, сказать трудно. Эксперты полагают, что раньше лета следующего года рынок не восстановится. Но у нас в стране есть и свои причины. В пятницу Центробанк поднимет ключевую ставку. Это повлечет за собой неизбежное повышение ставки автокредита.
В Москве количество автомобилей стабильно снижается, и владении «железным конем», как в советские времена, становится роскошью. Нет оснований полагать, что автомобили будут дешеветь. Накрутка опций может прекратиться, если дилеры увидят, что им не удается продать машину с «допами». Но когда это произойдет, сказать невозможно. Поэтому автодилеры и в следующем полугодии будут рапортовать о росте доходов, а машины на российских дорогах будут все старше. Каждому своё.