Как сообщают «Известия» со ссылкой на их адвоката Снежану Мунтян, из 14 пострадавших, которым она помогала составить заявления в следственные органы и прокуратуру, на реальную подачу документов отважились только шестеро. Среди них — лишь те, кто уже освободился из мест заключения.
«Этим людям уже нечего бояться, они не опасаются за свою жизнь и здоровье. Все рабочие моменты мы обсудили, заявления составили, и в ближайшие дни они их подадут», — сообщила адвокат.
Остальные же, кто находится в заключении до сих пор, рассказали, что администрации колоний оказывают на них прямое давление, поэтому они не могут добиваться справедливости, находясь в зависимом положении за решеткой. Такое бесправное положение и полная зависимость от милости тюремщиков заставили пострадавших от насилия изменить планы.
О пытках в саратовских колониях стало известно несколькими днями ранее благодаря вмешательству правозащитников проекта «Гулагу.Нет»* и СМИ, опубликовавших в Сети ужасающие кадры пыток и истязаний заключенных, а также фото и видеозаписи сексуального насилия над пациентами тюремных больниц и над сидельцами российских колоний.
После разразившегося скандала о массовых пытках заключенных в системе ФСИН четверых человек, в том числе начальника туберкулезной больницы № 1 управления ФСИН в Саратовской области Павла Гаценко, уволили после публикации видео о пытках и изнасиловании заключенных в этой больнице. «За серьезные просчеты в оперативно-служебной деятельности» с работу уволили и начальника УФСИН России по Саратовской области, полковника внутренней службы Алексея Федотова.
Сейчас трое из, вероятно, участвовавших в пытках садистов — Сергей Ананьев, Виталий Янин и Радик Гимадеев — задержаны и дают показания. При этом Янин уже написал явку с повинной и дал признательные показания в убийстве одного из заключенных.
После огласки Следственный комитет сообщил о возбуждении семи уголовных дел по статьям 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) и 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия и угрозой его применения). В больнице провели обыски, допрашиваются сотрудники больницы и пострадавшие.
Между тем, в других исправительных учреждениях тюремщики запретили арестантам жаловаться правозащитникам на пытки. Очевидно, таким образом они намерены уйти от ответственности и сохранить систему истязаний как меру дополнительного воздействия на арестантов в системе ФСИН.
*По решению Минюста организация включена в реестр иноагентов, прекратила свое существование на территории РФ.