«Зрители XIX века, которые шли смотреть на вот эти сказочки, которые делались на сцене, они были более образованными. Те люди очень неплохо разбирались в мифологии, в библейских сюжетах, и так далее.
Не зная вот этого, вы не можете получить удовольствие от самого спектакля.
Да, вы можете ждать, когда же тётка скрутит 32 фуэте, а дядька будет вот так прыгать бесконечно, но балет – про другое.
Балет – это всё-таки вид искусства, и я, как человек, который отдал этому жизнь, хочу, чтобы люди ещё кайфовали от другого.
И когда я понял, что это имеет отклик, мне было очень приятно.
…Белый балет нравится всем.
Джордж Баланчин великолепную фразу сказал: «Любой балет, для того, чтобы он имел коммерческий успех, надо называть «Лебединым озером»». Это сразу продаётся. Сразу.
Много женщин в белых пачках – беспроигрышная вещь. А если ещё и сентиментальная музыка – вообще беспроигрышная. Поэтому это всегда буде хорошо.
Трагедия сегодняшнего театра заключается в том, что люди, которые приходят, они видят – ну, много людей бегает, другие аплодируют, ну, значит, всё хорошо.
Они не могут оценить степень этого и понять, что им уже показывают, в принципе, подделку. Давно. Давно показывают подделку.
И это никогда уже никто не определит.
Там нет больше меломанов и балетоманов, они не имеют доступа к театру…
И отчасти это было сделано специально, чтобы, ну, как сказать, проворачивать свои делишки и чтобы всегда был, типа, якобы «успех».
Балет закончился в 2000-ых годах, в начале 2000-ых. Всё, 2005 год, когда закрыли старый театр, убили.
Постановка последняя, выдающаяся, это только «Пиковая дама», которая получила мировой резонанс и все награды, которые только возможно. Это была революция… Ну, не революция, но это было сделано безумно качественно.
Больше ничего, что переживёт века, нет.
До сих пор выезжает «Лебединое озеро» и «Спартак» , всё.
Ну, традиционно, «Щелкунчик» в Новый год; просто без этого весь мир не может жить».
Целиком беседу с Николаем Цискаридзе можно послушать здесь.