«Я не умею считать, и никто не умеет считать, "чёрных лебедей".
Если мы живём в рамках инерционного сценария, то это классический застой с закрученными гайками, с продолжающейся эмиграцией страны как экономической – не по деньгам, а по атмосфере, так и с политической, то есть, с выталкиванием. С продолжением перетока в крупные города. Это неотменимые механизмы развития.
С уже не растущим госбюджетным сектором, потому что уже больше некуда.
И с очень интересным процессом. Вот, знаете, что будет драйвером изменений? Cовершенно не понимаю, каких... Сжатие пузыря энергетической сверхдержавы.
Европейский налог. Перестройка технологическая, которую уже начали, например, металлурги.
Частник понимает риски лучше всех. Особенно умный металлургический частник. У нас такие есть, хотя это не все. И они начинают уже работать, инвестируя в сильную модернизацию производства, чтобы выбросы снижать и меньше платить, потому что у них куча распределительных центров, в Европе.
Мы проходим это сжатие наших доходов где-то, начиная с 2023 года, и оно будет продолжаться и в 2030-ых. Речь о ренте. Рента будет сжиматься.
Система показала, что она умеет жить и со сжавшейся рентой.
Бюджетная оптимизация может повториться.
Не забываем о том, чт до 2028 года мы сидим в периоде минимального входа на рынок труда молодых трудоспособных возрастов, «талия» – рождение в 1990-ых годах – они выходят на рынок, и массового ухода с рынка труда поколения послевоенного бэби-бума.
Но там фишка в чём? Задержать надо. Вот как у нас классно умеют решать двойную задачу: подсобить пенсионному фонду и задержать на рынке труда.
Вне зависимости от того, способны ли эти люди, часть из них, модернизировать квалификацию, и так далее, - сидишь, работаешь.
Я думаю, что во второй половине 2020-ых годов этот вопрос (по словам ведущей ютуб-канала Елизаветы Осетинской, это вопрос о «продлении пенсионного возраста» - прим. «НИ») встанет железно. Он встанет.
Исключение только одно: если не будет расти ожидаемая продолжительность жизни. Она же у нас выросла очень хорошо: с 66 до 73 лет, в среднем, оба пола. Какая нагрузка на пенсионный фонд!
Сейчас продолжительность жизни грохнулась назад, в ковидный период, до 71 года. Если она будет торчать вот на этом уровне, можно не быстро наращивать. Пенсионному фонду и так полегчало.
Ковид и Пенсионный фонд – это вот какой-то такой «альянс». Вынужденный, но… Чёрный юмор, ну, извините. Чёрный юмор».
Посмотреть интервью с Натальей Зубаревич целиком можно здесь.