Ирина Мишина
Бывший министр образования России Эдуар Днепров однажды подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить все домашние задания. В неделе, как известно, всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день.
Факты о здоровье сегодняшних школьников, которые приводят ученые, заставляют задуматься о будущем нации.
Факт первый. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье детей ухудшается в среднем в 4–5 раз. К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки, либо сердечно-сосудистой системы. Напрашивается вывод о том, что школьное обучение подрывает здоровье.
Факт второй. Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза.
Факт третий. Среди школьников с каждым годом увеличивается число заболеваний нервной системы. Это неврозы, фобии, депрессии.
Исследования российского врача-психиатра, доктора медицинских наук, профессора Дмитрия Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с непомерной учебной нагрузкой. В школах с интенсивным процессом обучения и повышенными требованиями (в гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов и доходит до 15-16 часов в средней и старшей школе. Все это многократно превышает нагрузки взрослого человека, которому, как известно, КЗОТОМ отведен 8-и часовой рабочий день. Почему детей заставляют тратить на умственные нагрузки почти в 2 раза больше взрослых?
…Разнообразные «школы раннего развития» обрушиваются на родителей буквально сразу после рождения ребенка. Многочисленные коммерческие центры уверяют: если не начать вовремя, то «можно отстать навсегда». Центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори выдвигают теории о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому «нельзя упустить время, можно опоздать». В качестве доказательства приводят японского автора Масару Ибука и его книгу «После трех уже поздно». В результате родители начинают готовить ребенка к школе чуть ли не с трех лет.
К моменту поступления в школу большинство детей уже имеют опережающий уровень развития. Правда, за все это приходится расплачиваться. Только не родителям, а ребенку. Результатом становится падение познавательного интереса, усталость и загруженность еще в детсадовском возрасте, гиподинамия, которая негативно сказывается на общем развитии. А в школе на детей обрушиваются постоянно меняющаяся учебная программа, несоразмерные домашние задания, избыток содержания в каждом предмете, сокращение перемен, концентрация контрольных и самостоятельных в один день, усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими. При этом усложнение не всегда подразумевает качество и соответствие возрасту, и в какой-то момент ребенок уже не может обходиться без репетитора. Это в свою очередь продолжает съедать дополнительные часы его детства.
Сейчас каждая школа и каждый регион имеют право утверждать свои программы и соответственно свои учебные планы. Школьные администрации ведут ожесточенную борьбу за баллы, которые дают доступ к финансированию и грантам. Залог этих баллов – победы школьников в олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, организованных региональными департаментами образования. Ради этого школы не скупятся ни на что. В первую очередь на свободное время детей.
Требования к режиму образовательного процесса в школах регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН. Согласно этим нормам, количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать величину максимальной недельной образовательной нагрузки. Для учащихся младших классов она составляет от 21 до 32 часов при пятидневной неделе, и от 33 до 34 часов для старшеклассников. Но по факту после уроков в большинстве школ начинаются факультативные занятия. Одни в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, другие просто для повышения успеваемости.
«Пока мы фиксируем эту нагрузку по количеству часов, не видя, что внутри, потому что ребенка и за час можно загнать до такой степени, что он совершенно без сил. А можно организовать работу так, чтобы нагрузка была рациональной, нагрузка учебная сменялась внеучебной. Но, к сожалению, это наша беда сегодня", - заявила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, представитель Минпросвещения РФ Марьяна Безруких.
По ее словам, общество сегодня неверно выбирает приоритеты. «К сожалению, приоритет родителей и школы - это знания любой ценой, а любой ценой - это всегда ценой здоровья. Большинство детей нельзя назвать полностью здоровыми. По нашим данным, больше трети детей первой группы здоровья, т.е. абсолютно здоровых, у нас в стране на самом деле нет. Минздрав в то же время отмечает, что в стране 85% здоровых детей. Я не знаю, откуда взялись цифры 85% абсолютно здоровых детей", - заявила эксперт.
Поручение президента о сокращении числа контрольных и упорядочении нагрузок в школе, данное Минпросвещения, Рособрнадзору и Роспотребнадзору, имеет и другую сторону. Не секрет, что дефицит учителей, перегруженность российских школ детьми мигрантов, которые едва понимают, что им преподают, приводит к тому, что большинство учебных заведений, где низкая успеваемость, не дотягивают до заветной планки «соответствия стандартам» и соответственно необходимого финансирования.
Валерий Гореловский : «Когда я смотрю на наш класс ( средней школы г.Серпухов - прим.редакции), то понимаю, что никакие реформы образования этим детям не страшны. Дети из нашего гетто не делают уроки дома и не работают на уроке в классе, хоть им прибавляй нагрузку, хоть убавляй. И у учителей одна задача - соблюдать распорядок и изображать обучение. Они прекрасно понимают, что половину их учеников можно смело в школы не водить, она им только лишняя морока и пустая трата времени своего и чужого… Несколько девочек хорошо учатся, остальных можно из школы выпускать уже досрочно».
«Известно, что было большое количество жалоб на чрезмерное количество контрольных, в частности, на засилье Всероссийских проверочных работ (ВПР). Но ВПРы на самом деле не отменены, и Рособрнадзор едва ли пойдет на это: в этом ведомстве получают огромные бюджетные деньги на организацию и проведение этих самых Всероссийских проверочных, это едва ли не основная деятельность этого ведомства. У школ сейчас большая самостоятельность в выборе траектории обучения, в составлении программ и расписания, так что это поручение президента можно считать популистским и идущим параллельно реальному процессу обучения. Вряд ли что-то изменится», - заявила «НИ» оргсекретарь межрегионального профсоюза "Учитель» Ольга Мирясова.
Из бесед с учителями мы вынесли вывод: поручения президента едва ли что-то реально изменят в работе школ, каждая из которых в наше время получила самостоятельность, примерно равную правам удельного княжества в средневековой Руси.
«Ответственность за детей несут прежде всего родители. Именно они должны выбирать школу, которая соответствует их запросу на образование. Показательно, что многие в последнее время выбирают домашнее или семейное образование. Или просто определяют детей в «дворовые», заведомо слабые школы, где к ребенку не будут предъявлять завышенные требования», - пояснила «НИ» Ольга Мирясова.
Нагружая детей бессмысленными и беспощадными занятиями, мы, вероятно, хотим, чтобы они были успешными. Но чью успешность при этом подразумеваем: свою или наших детей? И всегда ли счастлив успешный человек?