Posted 1 сентября 2010, 12:11
Published 1 сентября 2010, 12:11
Modified 8 марта, 06:55
Updated 8 марта, 06:55
Первый раз в первый класс — это не только праздник для детей и родителей, но и колоссальный стресс. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно. Врачи заметили, что к концу первой четверти некоторые первоклашки даже худеют, начинают жаловаться на головные боли, становятся капризными.
Как пишет Infox.ru, в последние три десятилетия ориентировочные предельные нагрузки для детей разных возрастов практически не менялись и выглядят они так. Первоклашки учатся строго пять дней в неделю, при этом суммарная нагрузка не превышает 20 часов. Со второго по третий класс школьники должны сидеть на уроках не дольше 24 часов в неделю. Разделенные на шестидневную неделю, идеальные занятия в начальной школе распределяются примерно по четыре часа в день.
Ученики начальной школы в идеале должны отправляться в постель не позже 21 часа. В противном случае детский организм не сможет полностью восстанавливаться и воспринимать новые серьезные нагрузки, которые предлагает школа.
Одного режима занятий, прогулок, игр и сна для здоровья ребенка явно недостаточно. Важнейшим звеном в этой цепи является правильное питание школьников. Ученик должен есть в четко отведенное время полноценную по энергетической потребности еду. Ежедневно в рационе ребёнка должно присутствовать 400 г овощей и фруктов, а также молоко и молочные продукты. Кроме того, для нормального роста и развития детей необходимы мясо, птица, рыба, яйца. Желательно использовать только йодированную соль.
Психологи советуют родителям ни в коем случае не сравнивать посредственные результаты ребенка с эталоном достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Вспомните свое детство!.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ
1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если… то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».
По данным Минобрнауки РФ, сегодня в школьные двери впервые вошли почти 1,5 млн первоклассников. «По сравнению с 2009 годом их число возрастет на 50 тыс человек», - уточнили в министерстве.
Всего в новом учебном году в российских школах будут учиться 12,8 млн ребят, что почти на 150 тыс меньше, чем в прошлом, отметили в Минобрнауки. Отрицательная динамика наблюдается с 1998 года - тогда в школы ходили 22 млн детей.