Ирина Мишина
С начала пандемии люди начали ажиотажно скупать все, что им казалось необходимым для борьбы с коронавирусом – от лимонов и имбиря до дорогостоящих лекарств. Если кто не в курсе, препараты от ковида стоят отнюдь не дешево. Лекарства появлялись и исчезали, как по мановению волшебной палочки. Например, одно время с аптечных прилавков исчез азитромицин. Совсем. А когда появились люди, прошедшие ковидный реанимационный ад, пошли слухи о том, что заразу лечат гормональными препаратами. После этого из аптек массово исчезли преднизолон с дексаметазоном.
Новый вирус ввел в заблуждение все мировое медицинское сообщество, исследователей и экспертов. Больные с малейшими подозрениями на ковид пьют и азитромицмн, и противомалярийные препараты, и многие другие подчас совершенно бесполезные лекарства – лишь бы выздороветь. Интересно и другое : пандемия длится без малого полтора года, а эффективного лекарства против ковида до сих пор нет.
Почему схемы лечения Covid-19 обновились именно сейчас? Врач иммунолог-аллерголог Владимир Болибок связал 12-е обновление методических рекомендаций с распространением новых штаммов коронавируса. "У нас штамм "дельта", а в Южной Америке уже штамм "мю", коронавирус меняется достаточно быстро, и из-за этого требуется постоянно корректировать методические рекомендации. В них указаны наши представления о том, как надо лечить. Также там указаны новые препараты, которые прошли регистрацию", – объяснил он.
«Схемы, которые помогали при лечении уханьского штамма, сейчас в большинстве случаев не работают. Доказано, что штамм «дельта» намного быстрее распространяется в организме по сравнению с уханьским. Соответственно, вирусная нагрузка на организм многократно выше. У уханьского штамма инкубационный период 2 недели, у штамма дельта - 3-4 дня. Соответственно, нужны новые препараты и более агрессивное лечение в самом начале заболевания. Учитывая, что вакцинация проседает, потребовались профилактические меры и более серьезные препараты, которые применяют на ранней стадии»,- пояснил «НИ» исследователь методов лечения коронавируса Вениамин Зайцев-Фридштанд.
«Из нововведений: гормональные препараты добавили для ингаляций. В схемах появился новый препарат Будосонит для легкого течения болезни. Добавилась противогрибковая терапия, включили лекарства для профилактики осложнений желудочно-кишечного тракта. Противомалярийные препараты, которые раньше использовали при лечении ковида, исключили из протоколов лечения.», - пояснил «НИ» вирусолог Евгений Тимаков.
Врачи, с которыми удалось побеседовать «НИ», обращают внимание на типичные ошибки, которые встречаются при лечении коронавирусной инфекции. Прежде всего – об антибиотиках. На самом деле назначение антибиотиков и гормональной терапии до госпитализации может привести к очень печальным последствиям. Температуру антибиотики при ковиде не снимают, симптомы не устраняют. Сегодня уже установлено, что антибиотики никак не действуют и на сам коронавирус. Загадкой остается тот факт, что эти самые антибиотики фигурировали в протоколах лечения ковида достаточно долго.
Разумеется, правильное применение лекарств при коронавирусе важно. Но просматривая очередное (уже 12-е) обновление рекомендаций Минздрава, невольно задаешься вопросом: почему нужно столько времени, чтобы убедиться в полезности или вреде того или иного препарата? В чем причина смены ориентиров?
Давайте разберемся. Эпидемия коронавируса длится без малого полтора года. Однако, до сих пор не названо ни одного лекарства, которое идеально подходило бы для лечения Covid-19. Минздрав лишь предлагает различные вариации и как будто опробует на пациентах что-то новое. Это как нельзя на руку фармацевтической индустрии, для которой пандемия стала буквально «золотым дном». При этом, заметьте, цены на препараты, которые входят в протоколы лечения ковида, отнюдь не «бюджетные». Так, арепливир, который сегодня считается одним из наиболее эффективных антиковидных препаратов, бьет рекорд: цена за 1 упаковку – почти 5 тысяч рублей. А таких упаковок на курс необходимо несколько. Входящий в обязательные протоколы лечения препарат против тромбоза ривароксабан (ксарелто) стоит около 3-х тысяч за упаковку. Замечу, что лично мне его назначали в течение 3-х месяцев после перенесенного ковида. Это далеко не 1 упаковка, и даже не 2.
На таком «лечении» коронавируса по итогам прошлого года уже смогли заработать большинство представителей отечественной фарминдустрии. Эксперты установили , что в их числе миллиардер Алексей Репик («Р-Фарм»), владельцы холдинга «Отечественные лекарства», среди которых бывший зампред Федерального фонда обязательного медицинского страхования Дмитрий Рейхарт, а также владелец холдинга «Фармстандарт» Виктор Харитонин. Олигархи от фармацеи не останавливаются и идут к новым рубежам. То есть препаратам. Так, недавно компания «Валента Фарм» объявила о начале испытаний эффективности при лечении Covid-19 своего препарата ингавирин. Препарат в общем-то известный, но вот какое отношение он внезапно начал иметь к коронавирусу? Интересно, что проведение его клинических исследований должно продлиться до 2023 года, однако специальное постановление правительства позволяет в условиях эпидемии завершать работы досрочно. Так что скоро, не исключено, протоколы Минздрава пополнятся новым лекарством.
Вообще, история с этим самым ингавирином загадочная. По данным DSM Group, ингавирин на сегодня является одним из самых продаваемых в стране противовирусных препаратов. Только в минувшем году россияне закупили разрекламированного ингавирина на 11 млрд рублей. Интересно заметить, что ингавирин всплывает на волне эпидемии не впервые. Время появления этого препарата на российском фармацевтическом рынке приходится на 2009 год, что совпало по времени с объявленной ВОЗ пандемией свиного гриппа. Тогда производители объявили, что снадобье «легко встраивается в геном вируса и быстро разрушает его» и что «равного по силе воздействия препарата в мире нигде нет». Тогда же Минздрав в ускоренном порядке включил ингавирин в список жизненно важных лекарств. Интересно заметить, что начиная с 2009 года ингавирин почему-то так и не прошёл полноценных клинических исследований. Вместе с тем, нельзя исключать, что он может появиться в очередных обновленных методических рекомендациях Миндрава. А потом, если что-то пойдет не так, внезапно исчезнет. Такие истории с лекарствами у нас случаются. Например, нечто похожее произошло с препаратом калетра. «Р-Фарм» олигарха Алексея Репика в прошлом году начала выпуск этого препарата по лицензии американской кампании AbbVie. И Минздрав как по мановению волшебной палочки в начале 2020 года включает его в рекомендации для лечения коронавируса. На госзакупку препаратов на основе лопинавира/ритонавира было потрачено более 5 млрд рублей. Люди покупали его в аптеках по 2,5 тыс. руб. за упаковку. Но потом калетра внезапно исчезла с прилавков. Говорят, после того, как выяснилось: коронавирус этим не лечится. Ну совсем. Помнится, рекомендации Минздрава в этой связи снова отредактировали. Не привыкать…