Как сообщает Bloomberg со ссылкой на прогноз международной финансовой корпорации Citigroup, стремительно растущие мировые цены могут показать еще более колоссальный взлет накануне зимнего похолодания.
По данным аналитиков Citigroup, в условиях холодной зимы и вероятных перебоев с поставками газа, спровоцированными неблагоприятными погодными условиями в Мексиканском заливе, стоимость природного газа может подскочить вчетверо — до 100 долларов за миллион БТЕ или 580 долларов за баррель.
Взрывной рост цен на топливо уже отмечался в декабре прошлого года. С наступлением осени, когда национальные поставщики начали сезонные закупки топлива, цены на газ в Европе поднялись за месяц на 40% — до 25 долларов за миллион БТЕ, а в Корее и Японии — наполовину, до 30 долларов за миллион БТЕ.
Одна из причин кризиса — климатическая: прошлая зима выдалась холодной для стран Европы, запасы газа сильно истощились. Но при этом параллельно возрос спрос на азиатском рынке. Из-за сокращения предложения на европейском рынке взлетели цены на энергоносители. По мере приближения к отопительному сезону панические настроения увеличиваются, поэтому дальнейший рост цен неизбежен.
В странах, где отсутствует госрегулирование цен на топливо и связанные с его потреблением услуги ЖКХ, повышение цен на газ может оказаться крайне чувствительным для потребителей.
Так, минувшей зимой на фоне аномальных холодов жители Японии столкнулись с семикратным ростом цен на энергоресурсы. В январе перепад погоды вызвал лавинообразный рост потребления электроэнергии почти на 14 процентов. Значительная часть потраченной электроэнергии пошла на отопление жилья.
На фоне резкого повышения спроса стоимость киловатт-часа электроэнергии вырос практически в семь раз — с 14 почти до 100 иен. Происходящую чехарду с ценами на энергоресурсы в Японии называют «эхом Фукусимы»: после аварии на АЭС японские власти были вынуждены остановить работу нескольких ядерных станций, генерировавших до трети электроэнергии в стране.
Но затем на фоне энергетического кризиса начали вновь вводить их в действие. Однако до настоящего времени доаварийных объемов производства достичь не удалось. Отставание составляет порядка 20%.