Posted 21 сентября 2021, 16:08

Published 21 сентября 2021, 16:08

Modified 7 марта, 13:29

Updated 7 марта, 13:29

Иран стал постоянным членом ШОС: что это даст России и Китаю

21 сентября 2021, 16:08
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) расширяется. В ее полноправные члены только что принят Иран, к полной неожиданности США - Саудовская Аравия, Египет и Катар получили статус «партнеров по диалогу». Турция, будучи страной-наблюдателем, очень хотела бы стать десятым членом ШОС, но ей отказано.

Геннадий Чародеев

Президент Реджеп Тайип Эрдоган настойчиво повторяет: «Турции ни к чему стремиться вступить в Европейский союз, поскольку вместо этого она может стать частью ШОС. Я сказал это Путину и Назарбаеву».

Тем не менее, Турции дали от ворот поворот. Вся причина только в одном – ее членство в НАТО. Хотя от турок еще потребуют полное удаление из повестки дня таких вопросов, как Восточный Туркестан и Крым, смещение веса в сторону ШОС в сфере оборонной промышленности и внешней торговли. Эрдоган на это вряд ли согласится.

Иранцев тоже вначале близко не подпускали к руководству ШОС. В 2008-м Иран захотел стать полноправным членом Организации. Это было время жесткого противостояния ИРИ с международным сообществом, с МАГАТЭ и ООН в связи с бесконтрольным и провокационным развитием иранской ядерной программы. Испытывая давление со стороны этих структур, Тегеран стремился уйти от грозящей ему изоляции и «спрятаться» под зонтик ШОС. В период с 2006 по 2010 годы Совет Безопасности ООН принял десять антииранских резолюций, четыре из которых включали международные санкции против Тегерана.

Конечно же, отмечают эксперты, в то время члены Организации не могли идти против настроений мирового сообщества, обеспокоенного ситуацией с Ираном, и зажгли красный свет на пути Ирана в ШОС.

К тому же Таджикистан выступал против иранского членства в Организации, поскольку Тегеран оказывал поддержку таджикской оппозиции, неоднократно принимал у себя представителей Партии исламского возрождения Таджикистана, которая запрещена в самой республике. Душанбе обвинял иранцев в косвенной причастности к организации террористических актов. Кроме того, во взаимоотношениях двух государств были и другие разногласия, в том числе и финансовые. Китай и по ряду причин Узбекистан также были против принятия Ирана в ШОС.

После ухода американцев из Афганистана и прихода там к власти «Талибана» (террористическая группировка, запрещена в РФ) таджики сняли свои возражения по вступлению Ирана в ШОС. Более того, на днях в Душанбе президенты двух стран Эмомали Рахмон и Эбрахим Раиси провели переговоры и по итогам встречи подписали восемь документов о сотрудничестве в различных областях.

Возникает вопрос: нужна ли сегодня Шанхайской Организации Сотрудничества еще одна «ось зла», способная вызвать чуть ли не третью мировую войну?

На прошедшем саммите в Душанбе обсуждалась ситуация в Афганистане. По мнению Кремля, Иран – важный региональный игрок. Он может повлиять на общие решения в отношении Кабула. Тем более, что позиция Тегерана схожа с позицией Москвы и даже она более жесткая. Российская сторона не удовлетворена действиями «Талибана» (запрещен в РФ - ред.) в создании переходного правительства. Но если Москва наблюдает за происходящим, то Тегеран не стесняется выступать с жесткими заявлениями и руководители «Талибана» прислушиваются. Именно поэтому иранцы способны повлиять на позицию стран-членов ШОС.

- Ирану включили «зеленый свет» в первую очередь из-за событий в Афганистане, – заявил «НИ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. - Иран исторически имеет очень сильное влияние на соседний Афганистан, где живет очень много шиитов-хазарейцев. До падения Кабула у Ирана был очень большой товарооборот с Афганистаном. И теперь в Тегеране готовы при определенных условиях начать сотрудничать и с талибами. В ШОС понимают, что проблема Афганистана – очень сложная, решать ее без Ирана будет еще сложнее. Поэтому прием Ирана в постоянные члены ШОС может помочь странам Организации найти общую точку зрения на будущее Афганистана», – заявил эксперт.

Некоторые аналитики полагают, что ШОС преобразуется в некий антиамериканский блок - Россия, Китай, тот же Иран. Но может ли такое случиться? Индия и Пакистан имеют тесные связи с США, и их отношения с Америкой идут по восходящей. Казахстан, Узбекистан, да и их соседи не так уж антиамерикански настроены.

Сегодня практически все участники ШОС имеют деловые двусторонние отношения с Ираном. Речь идет, в том числе и о коридоре Север-Юг: различные его ответвления могут подсоединить Центральную Азию к этому межконтинентальному пути из Юго-Восточной Азии через Индию и Иран – до Петербурга и в Европу. В этой связи Индия продолжает осуществление важнейшего для региона стратегического проекта по строительству порта Чехбехар на юге Ирана.

В то же время западные аналитики указывают на то, что значительных выгод от членства в ШОС Тегеран не получит из-за ориентированности Организации на сотрудничество в области безопасности. Иран будет вынужден поддерживать ту или иную сторону при решении спорных вопросов, которые его национальные интересы не затрагивают, но способны повлиять на взаимоотношения с союзниками.

Примером подобной ситуации могут стать территориальные споры между Индией и Китаем. Не исключено, что вступление Ирана в ШОС, где ключевые роли играют Китай и Россия, вызовет негативную реакцию у аравийских монархий, которые держатся прозападной политики и теперь могут воспринять Тегеран как инструмент влияния Пекина и Москвы на Ближнем Востоке.

Россия, как пишет турецкая ежедневная газета Habertürk, в этом процессе стремится сохранить свое господство на постсоветском пространстве, включая тюркский мир, с помощью, в том числе таких различных международных организаций, как Евразийский экономический союз и Организация Договора о коллективной безопасности.

Китай же ищет способы более безопасного удовлетворения своих потребностей в энергии параллельно с быстро растущим производством. Вместе с тем КНР нацелена на то, чтобы сбалансировать Западный Туркестан (тюркские республики Центральной Азии), с которым он граничит, и сделать Восточный Туркестан внутренней проблемой Организации.

- Не секрет, что отношения внутри ШОС, между ее членами отнюдь не безоблачные, - отметил Владимир Сажин. - Китай в регионе и мире конкурирует с Индией, которая в свою очередь, конкурирует с Пакистаном. Республики Центральной Азии также имеют политические и экономические претензии друг к другу. Так, Узбекистан возражает против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. По его мнению, это может привести к обмелению Амударьи, что нанесет урон хлопководству Узбекистана. Между Кыргызстаном и Узбекистаном существует проблема границ и анклавов, где проживают этносы соседней страны.

После развала СССР Ферганская долина стала территорией противоборства практически всех центрально-азиатских республик. Кстати, для решения межгосударственных, межнациональных противоречий в Ферганской долине и была создана в 1996 году Шанхайская пятерка.

- В определенной мере расходятся позиции членов ШОС по Афганистану. Китай готов сотрудничать с новым правительством в Кабуле. Индия выступает категорически против этого и настаивает на создании инклюзивного правительства с участием всех народов и этнических групп, живущих в Афганистане. Некоторые политологи считают, что отказ от поездки в Душанбе председателя КНР Си Цзиньпина и премьер-министра Индии Нарендра Моди связан с афганской проблемой. Такое решение было обусловлено тем, что у них диаметральные противоположные позиции по ситуации в Афганистане, и чтобы не создавать конфликт, они решили воздержаться от очной встречи, - считает эксперт Сажин.

Политолог Андрей Суздальцев в беседе с «НИ» сказал, что главная задача ШОС – обеспечение безопасности стран-участниц. Известно, что время от времени между ними вспыхивают вооруженные конфликты – вспомните Киргизию и Узбекистан. Все это не может не волновать российскую сторону. Наши интересы здесь в рамках ШОС переплетаются с интересами Китая. Шанхайская организация сотрудничества – это еще и открытая площадка для диалога. Вот там и гасятся все противоречия. Но есть еще и проблема огромных претензий к Китаю со стороны США. В экспертном сообществе существует мнение о том, что американцы, убегая из Афганистана, преднамеренно оставили так много своего оружия талибам, чтобы те «помогли» братьям-мусульманам в Синьцзян-Уйгурском автономном районе бороться с коммунистическим режимом в Пекине. И хотя ШОС не военный блок, Китай сильно заинтересован в укреплении Организации, он очень надеется в этом вопросе на Иран, - сказал «НИ» эксперт.

Напомним, что ШОС была создана в 1996 году между Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном с целью содействия урегулированию региональных пограничных конфликтов и проблем в области безопасности. В момент присоединения Ирана (решение об этом принято в прошедшую пятницу) в рядах ШОС уже было восемь постоянных членов - Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Странами-наблюдателями сегодня являются Афганистан, Белоруссия, Монголия. Есть также партнеры по диалогу, которые, правда, не участвуют в механизмах принятия решений - Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Шри-Ланка, а также Турция.

Подпишитесь