Сергей Крон
Вмешательство России в сирийский конфликт в 2015 году, признает британская газета The Telegraph, помогло изменить баланс сил в пользу президента Асада в тот момент, когда его войска были близки к поражению. В то же время Владимир Путин недоволен тем, что американцы, покинув в панике Афганистан, продолжают мешать налаживанию мирного процесса в Сирии.
Накануне блиц-визита сирийского лидера Башара Асада в Москву Путин однозначно заявил, что нахождение американцев в этой ближневосточной стране противоречит международному праву и не дает возможности предпринять максимальные усилия для консолидации Сирии.
Путин имел в виду примерно 900 американских солдат, которые сейчас находятся на востоке Сирии и оказывают поддержку курдским силам в их противостоянии боевикам ИГИЛ (организация запрещена в России). Это правда, американские и турецкие формирования не получали ни разрешения от сирийского правительства, ни мандата от Совета безопасности ООН.
Бывший президент США Дональд Трамп заявлял о необходимости скорейшего вывода американского спецназа из Сирии еще в апреле 2018 года, объясняя это слабостью боевиков ИГИЛ. Однако затем его позиция изменилась, и Вашингтон взял дополнительное время, пояснив, что войска остаются в стране на неопределенный срок.
При этом помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заверял, что войска будут находиться в Сирии до тех пор, пока иранские силы на Ближнем Востоке не будут выведены обратно на их национальную территорию. А спецпредставитель госсекретаря США по Сирии Джеймс Джеффри объяснял союзникам, что вывод войск возможен только в случае установления стабильности в Сирии.
После катастрофического вывода американских сил из Афганистана Путин, вероятно, стремится сосредоточить всеобщее внимание на неоднозначности военного присутствия США в Сирии, считает Нил Куиллиам, научный сотрудник программы Ближнего Востока и Северной Африки в британском Королевском институте международных отношений.
«Путин будет испытывать воодушевление, учитывая то, что Байден сейчас настаивает на необходимости ориентироваться только на жизненно важные интересы Соединенных Штатов, и он, скорее всего, решит, что Сирия больше не относится к этой категории интересов», - подчеркнул Куиллиам.
Президент Джо Байден, считает издание, вывел американские войска из Афганистана, поскольку он планирует переключиться на противостояние растущему влиянию в регионе Китая. Это в свою очередь поднимает вопросы о будущем американских военных в Ираке и Сирии.
По мнению Куиллиама, российский лидер может пойти еще дальше в своих попытках оценить степень сохраняющейся заинтересованности администрации Байдена в этом регионе. Планируется, что последний из 2500 американских военнослужащих, находящихся в Ираке, покинет эту страну уже к концу текущего года.
«Учитывая, что Путин не раз испытывал готовность Соединенных Штатов давать отпор, в частности в Крыму, можно ожидать, что он попытается проверить степень готовности Байдена выполнять обязательства перед ее союзниками в Сирии, провоцируя столкновения с американскими военными на местах», - предположил британский эксперт.
Однако многие западные аналитики считают, что Байден и Путин могут инициировать сделку, в которой Россия согласится на формирование переходного правительства, «состоящего из представителей нынешнего режима, но не входящих в семью Асада, а также из представителей разных оппозиционных групп и гражданского общества». В обмен Россия получит международное признание своих интересов в Сирии, а также сохранение политического и военного влияния в стране.
Для стран Персидского залива этого будет достаточно, чтобы нормализовать отношения с Сирией и извлечь пользу из уже предпринятых шагов, даже если при этом Кувейт и Катар будут вынуждены наверстывать упущенное. Но это произойдет, скорее всего, после вывода из Сирии американских войск.
Многие политики в Европе время от времени высказываются о возможном уходе США из Сирии. Большинство из них считает, что бегство военных спровоцирует возрождение групп боевиков, подорвет влияние Америки и ЕС в регионе и дипломатические усилия, направленные на прекращение гражданской войны в Сирии.
«Есть такое понятие - сохранить лицо. Учитывая то, что в стратегическом и в оперативном плане борьба давно проиграна, геополитическая задача, которую ставило руководство США и блока НАТО в Сирии, не просто с треском провалилась, а позорно потерпела поражение», - сказал председатель комитета Госдумы по обороне генерал Владимир Шаманов.
Глава Центра перспективных американских исследований ИМИ МГИМО Максим Сучков считает, что Байден действительно хочет уйти с Ближнего Востока. Но так, чтобы не уходить.
«Мой прогноз: войска США покинут Сирию до конца правления президента Байдена. Вашингтон, наконец, начнет защищать свои интересы не военными, а дипломатическими инструментами», - заявил эксперт.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин согласился в интервью «НИ» с теми, кто считает, что в ближайшее время американцы не уйдут из Сирии. После горького опыта в Афганистане США и президенту Байдену надо сохранить свое лицо. И потом, американцы контролируют практически всю нефтяную промышленность Сирии. Она, правда, там не такая мощная, как в Ираке, но с какой стати США должны забывать о своих барышах. Кроме того, американцы уже давно взяли шефство над курдами. А для президента Асада, Турции и Ирана это очень больной вопрос. Поэтому американцы, держа руку на пульсе курдской политики в регион, и, по мнению эксперта, не решаться покинуть Сирию.
Политолог Андрей Суздальцев заявил «НИ», что американские войска воевать в Сирии не будут. Они останутся на своей базе и продолжат контролировать обстановку на ограниченной территории на востоке Сирии.
- В 2018 году президент Трамп заявил о победе над террористической организацией ИГИЛ в Сирии, отметив, что это было единственной причиной нахождения американских военных в стране. Как «победители», они чисто символически находились в Сирии. Но их время истекло, Пентагону нет смысла и дальше платить огромные деньги на содержание свои войск. По моему мнению, американцы все-таки уйдут из Сирии, - заявил эксперт.