Ученые из Северо-Западного университета в Иллинойсе утверждают, что вывели формулу успеха, по которой строится карьера величайших творцов, будь то художник, исследователь или кинорежиссер, сообщает Daily Mail. Проанализировав с помощью искусственного интеллекта творческий путь тысяч деятелей науки и искусства, исследователи выяснили: как правило, будущие гении проводят много лет, занимаясь разведкой (exploration) – то есть изучая разные стили и пробуя себя. Затем они нападают на золотую жилу, то есть находят свою уникальную манеру, и сосредотачиваются на ее разработке (exploitation) – этот интенсивный этап оставляет после себя серию впечатляющих работ, созданных за короткий промежуток времени. Именно так строились карьеры художников Винсента Ван Гога и Джексона Поллока и режиссеров Альфреда Хичкока и Питера Джексона.
Взять Ван Гога: все свои знаковые работы вроде «Звездной ночи» и «Подсолнухов» он написал во время прорыва, который случился у него между 1888 и 1890 годами. Эта революция может показаться необъяснимой: ранние работы Ван Гога гораздо более реалистичны, а землистые тона не имеют ничего общего с яркой палитрой, которая его прославила.
Или пример американского абстракциониста Джексона Поллока, знаменитого работами в технике капельной живописи, или дриппинга. Прежде чем изобрести ее, Поллок занимался рисованием, печатью, писал сюрреалистические картины с изображением людей, животных и природы. Напав на свою золотую жилу, за три года, с 1947 по 1950-й, Поллок «набрызгал» все те шедевры, благодаря которым остается одним из самых дорогих живописцев.
Наконец, случай кинорежиссера Питера Джексона, который с 2001 по 2003 год создал трилогию «Властелин колец». Прежде чем напасть на свою золотую жилу, Джексон снимал самые разные фильмы, от биографии до комедии ужасов, – все они благосклонно воспринимались критиками, однако не становились явлениями планетарного масштаба, как экранизация Толкина.
В процессе исследования ученые использовали алгоритмы распознавания изображений, через которые пропустили фото 800 000 произведений изобразительного искусства, созданных 2128 художниками. Чтобы проанализировать карьеры режиссеров, изучались данные из базы IMDb, которая на тот момент включала 79 000 фильмов 4337 авторов. Кроме того, были рассмотрены карьеры 20 040 ученых – по публикациям и цитированиям из Web of Science и Google Scholar.
Этап разработки золотой жилы оценивался по влиятельности созданных в это время работ – этот показатель измерялся исходя из аукционных цен, рейтингов IMDB и цитирования научных работ. Затем этот этап сопоставлялся с творческой траекторией каждого творца. Оказалось, что, чтобы напасть на золотую жилу и воспользоваться ею, необходимы именно два этих последовательных этапа. Разведка может никуда не привести, но она увеличивает вероятность наткнуться на отличную идею. Долгая же разработка опасна тем, что, если эксплуатировать одни и те же приемы много лет подряд, можно окончательно истощить свой творческий потенциал. В среднем этап разработки золотой жилы длится около пяти лет, после этого творцы возвращаются к «нормальному» состоянию и перестают следовать одному уникальному методу.
Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.