Posted 29 июля 2020, 12:17
Published 29 июля 2020, 12:17
Modified 7 марта, 14:55
Updated 7 марта, 14:55
Сегодня исполняется 130 лет назад со дня смерти Винсента Ван Гога. The New York Times пишет об открытии, которое проливает свет на последние дни художника.
Ирина Зиганшина
27 июля 1890 года Винсент Ван Гог проснулся в номере отеля Auberge Ravoux во французском городке Овер-сюр-Уаз и через некоторое время покинул его, как обычно, с холстом для рисования. Вечером он вернулся с огнестрельным ранением в области сердца, и через 29 часов, ночью 29 июля, умер от потери крови.
Исследователи давно пытаются восстановить последние часы жизни художника. Споры ведутся и о том, какая картина стала последней – сам Ван Гога не датировал свои работы. Многие считают, что это было «Пшеничное поле с воронами» – в старом голливудском фильме Винсенте Минелли «Жажда жизни» (1956), где Ван Гога играет Кирк Дуглас, именно эта картина стоит на мольберте в сценах, где художник сходит с ума и совершает попытку самоубийства.
Однако Андрис Бонгер, брат жены Тео Ван Гога, упоминал в одном из писем, что «утром того дня, когда он умер, он писал лесную сцену, полную солнца и жизни». В 2012 году амстердамский Музей Ван Гога опубликовал статью, в которой утверждалось, что лесная сцена – это «Корни деревьев», незаконченная картина из коллекции музея, и большинство ученых поддержало эту идею.
Теперь Ваутервандер Вин, научный директор Института Ван Гога – организации, занятой сохранением комнаты художника в отеле Auberge Ravoux, кажется, обнаружил точное место, где Ван Гог провел свой последний рабочий день: «Корни деревьев» писались на улице Добиньи, главной улице Овер-сюр-Уаза. Узловатые спутанные корни деревьев, запечатленные на полотне, и сегодня еще можно увидеть на склоне холма метрах в 150 от отеля, где Ван Гог провел последние 70 дней своей жизни.
Это открытие Ван дер Вин сделал случайно: будучи запертым во время карантина в своем доме в Страсбурге, исследователь рассматривал на компьютере коллекцию открыток французской собирательницы Жанин Демуриез. Одна из сотен исторических открыток с фотографией Овер-сюр-Уаза начала XX века представляла собой изображение улицы Добиньи: неизвестный велосипедист снят на фоне крутой насыпи, через которую прорастают корни деревьев. Ван дер Вин говорит, что при взгляде на изображение у него в голове что-то щелкнуло: открытка напоминала «Корни деревьев». Он нашел в компьютере цифровую версию картины, сравнил изображения и убедился в том, что прав.
Как говорит исследователь, все это время разгадка последних дней Ван Гога лежала на самом видном месте. Корни и сегодня можно видеть – несколько деревьев были срублены, другие оплел плющ, однако после расчистки обнаружилось, что примерно половина «героев» картины по-прежнему на месте. Вероятно, художник ходил по улице Добиньи постоянно – именно она вела к городской церкви, которую мы видим на картине «Церковь в Овере», созданной в июне 1890 года, и к «Пшеничному полю с воронами», раскинувшемуся сразу за городом, которое Ван Гог писал в июле.
Исследователи из Музея Ван Гога в Амстердаме одобрили находку Ван дер Вина, согласившись с тем, что эта версия очень похожа на правду. Исходя из того, каким образом изображен на картине солнечный свет, Ван дер Вин высказывает предположение, что художник запечатлел корни на исходе дня, около 5 или 6 часов вечера. То есть, вероятно, провел за работой весь день. Это, по мнению исследователя, оспаривает теорию, выдвинутую в 2011 году американскими искусствоведами Стивеном Найфехом и Грегори Уайт-Смитом, считающими, что Ван Гог не покончил с собой, но был застрелен во время ссоры с подростками, которые обычно выпивали с ним в местных питейных заведениях. Как полагает Ван дер Вин, то, что художник провел весь день за работой, означает, что у него не было времени на выпивку.
Впрочем, один из авторов версии убийства, Стивен Найфех, считает, что новое открытие как раз отрицает возможность суицида: «Тот факт, что он писал весь день, указывает на то, что он не был подавлен. Обычный день, посвященный работе. Все это противоречит идее, что он мог взять и убить себя».
Ван Гог уже писал корни деревьев, когда жил в Гааге в 1882 году. Рассказывая об этой работе в письме брату Тео, он замечал, что хотел бы, чтобы его деревья «выражали борьбу жизни»: корни «отчаянно цепляются за землю, хотя уже наполовину вырваны из нее бурей».
Финальная картина, как полагает Ван дер Вин, несет тот же посыл: «Недаром эта работа стала последней в его жизни. Она иллюстрирует борьбу жизни со смертью. Это прощальная записка, сделанная красками».
На фото «Корни деревьев», вероятно, были последней картиной, над которой работал Ван Гог перед смертью