Известно, что 5 сентября 1918 года Ленин объявил в стране «победившего социализма» политику «красного террора». Именно с этого времени и стала повсеместной практика создания концлагерей для гражданских лиц стала в советской России. Правда, на центральном уровне она долго ещё не было упорядочена, зато местные органы власти, военное командование, ЧК рьяно взялись за организацию концлагерей. Условия заключения в них сильно различались, а точное количество заключённых до сих пор неизвестно поскольку чёткую документацию вести еще не научились. И тем не менее, масштабы террора впечатляют. Даже в Москве.
Известно, к примеру, что в 1919 году в Кожуховский концлагерь (рядом со станцией Кожухово МЦК, ныне в черте Москвы) пригнали из южных районов страны группу гражданских лиц, которые принадлежали к «враждебным классам». Там же в 1921 году были размещены более 300 членов крестьянских семей из Тамбовской губернии, в том числе и грудные дети…
Журналист и историк Владимир Тихомиров задал в своем блоге вопрос: «А знаете ли вы, сколько концентрационных лагерей было в Москве в 1922 году?»
К вящему изумлению читателей, ответ был таков:
«6 концлагерей в черте города плюс 3 лагеря Главного Управления принудительных работ - предшественника ГУЛага. И все эти лагеря с большевистской прямотой и непосредственностью перечислены в обычном телефонном справочнике "Вся Москва" за 1922 год. Ну а кого стесняться-то? 1922 год - это год окончательной расправы с многочисленными народными восстаниями в России, год, когда многие социальные группы были понижены в гражданских правах; когда карательные органы официально забирали в заложники женщин и детей…»