Posted 31 августа 2021, 12:15
Published 31 августа 2021, 12:15
Modified 7 марта, 13:19
Updated 7 марта, 13:19
Как сообщил в интервью РБК глава Минвостокразвития Алексей Чекунов, в правительстве хотят расширить практику предоставления леса в аренду под промышленное освоение.
«Это почти то же самое, что собственность, но возлагает определенные обязательства на лесопользователей», — цитирует слова министра finanz.ru.
Таким образом российские власти отреагировали на предложение миллиардера Романа Абрамовича о начале приватизации лесных ресурсов страны. В правительстве решили не торопиться с продажей лесов, предложив взамен длительную аренду.
По словам министра, за рубежом леса продаются, причем стоимость гектара леса в Европе достигает 10 тысяч евро.
Однако в случае продажи лесов в России остается открытым вопрос пожарной защиты природных массивов. Сейчас Россия, по оценке Greenpeace, вышла на первое место в мире по площади лесных пожаров. Леса у нас горят, новости же о борьбе с огнем все чаще про то, как наша авиация тушит лесные пожары в Греции. А главная ударная сила в России — добровольцы с вёдрами.
Правительство считает, что тушить пожары имеет смысл только там, где живут люди. А всё остальное — «экономически невыгодно». Поэтому регионы западнее Урала получают куда большее финансирование. Это же касается и оплаты работы подразделения Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) — Авиалесохраны. Если в центральной части России ведомство получает 24 рубля в расчёте на 1 га подконтрольного леса, то в Якутии — 6 рублей.
Второй повод для беспокойства властей при продаже лесов касается неминуемого ограничения доступа граждан в леса.
По словам Чекунова, как только человек приобретет лес в собственность, он сможет обнести свой лесной участок забором, и тогда остальные граждане окажутся оттеснены от пользования лесными богатствами страны. Они не смогут гулять в лесу, собирать там ягоды и грибы.
В последние месяцы резко вырос спрос на российскую древесину. Только за первые пять месяцев текущего года через таможню прошло на четверть больше необработанных лесоматериалов, чем годом ранее. На вывозе леса промышленники заработали 2,5 млрд долларов, в том числе 2,1 млрд поступило от экспорта пиломатериалов, а 440 млн — благодаря поставкам необработанной древесины.
На внутреннем рынке в связи с резким ростом экспорта возник вакуум, который неизбежно повлек рост цен на древесину, а также на изделия из нее.
Резко поднялись в цене пиломатериалы, деревянные заборы и прочие ограждения, мебель, шпалеры и даже гробы. Цены на похоронную продукцию в июле–августе взлетели настолько, что корректировка не идет ни в какое сравнение с официально обозначенными властями коэффициентами инфляции.