Posted 31 августа 2021, 13:06

Published 31 августа 2021, 13:06

Modified 7 марта, 13:19

Updated 7 марта, 13:19

Бомба под экономику: почему водородная революция губительна для России

31 августа 2021, 13:06
Планы водородной революции в России выглядят несбыточными, если учесть проблемы, которые испытывает страна в науке и в машиностроении

Андрей Злобин, кандидат технических наук, математик

Водородная тематика сегодня постоянно на слуху. Публикуется множество статей, имеют место различные мнения, звучат диаметрально противоположные прогнозы. С моей точки зрения, планы превращения России в водородный рай на самом деле более чем сомнительны. Приведу дополнительные аргументы, чтобы охладить пыл сторонников водородной революции. В период войны 1941-1945 годов в СССР стояла задача производства больших количеств жидкого кислорода. Задача в чем-то близкая и одновременно масштабная. Решением этой проблемы занимался наш всемирно известный ученый, академик Петр Леонидович Капица. Вот что П.Л.Капица писал И.В.Сталину в середине 40-х годов. «Когда человек отрывается от действительности, стараясь осуществить хотя и передовое дело, но то, для которого время еще не настало, он зря теряет силы… Интенсификация процессов кислородом — это громадная проблема. Она затрагивает все отрасли хозяйства… Кислородная проблема все больше перерастает в государственную и политическую задачу и требует человека, имеющего соответствующий вес. Задача эта мне не по плечу». Эти строки принадлежат будущему лауреату Нобелевской премии, который в годы войны все же решил задачу производства больших объемов жидкого кислорода. За успешную научную разработку нового турбинного метода получения кислорода и за создание мощной турбокислородной установки для производства жидкого кислорода П.Л.Капице было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Эпистолярное наследие академика П.Л.Капицы служит ярким доказательством того, что даже ему, с его колоссальным опытом в науке, решать кислородную проблему было крайне сложно. Помогла быстрая индустриализация СССР и общий подъем отечественной промышленности в годы войны с фашизмом. В те годы делалось максимум, чтобы обеспечить страну всем необходимым для промышленного производства. Велась активная геологоразведка, интенсивно добывались полезные ископаемые, росли обрабатывающие отрасли, машиностроение, станкостроение, приборостроение, повышался уровень образования населения, стремительно развивалась наука. Именно тогда был заложен фундамент многих научных школ, обеспечивших быстрый технологический прогресс Советского Союза и его государственную мощь. Оглядываясь на сложное военное время, невольно напрашивается вывод о превосходстве Советского Союза над нынешним постперестроечным государством трухлявого бизнеса.

Промышленное производство и применение водорода в больших масштабах — задача не менее, а возможно даже более сложная, чем описанная выше кислородная проблема. Сегодня российское государство уделяет науке и ученым гораздо меньше внимания, чем Советский Союз. Это не способствует росту научно-технического потенциала и подготовке научных кадров мирового уровня. Вряд ли сегодня в РФ найдется ученый и организатор уровня П.Л.Капицы, способный возглавить и реализовать водородные планы России. И уж конечно не может быть речи о том, что этим займется кто-то без высочайшей научной квалификации и опыта физических исследований. Какого бы уровня ни был нынешний российский управленец из среды так называемых эффективных менеджеров, сравнивать этого «школьника» с лауреатом Нобелевской премии, физиком П.Л.Капицей наивно и смешно. Нет в нынешней России личности, способной на практике повторить подвиг знаменитого физика и в государственных масштабах обеспечить водородную революцию.

Развивать водородные технологии, водородную энергетику можно только на основе мощной индустрии, развитых школ машиностроения. Уже более века основным показателем технологического развития государства является авиастроение. Именно при производстве авиатехники — самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, используются все лучшие достижения из области материалов, их обработки, создаются самые совершенные конструкции, применяется самая мощная вычислительная техника, и выполняются сложнейшие математические расчеты. В Советском Союзе были великолепная авиация, авиационное производство, авиационная наука. Никогда бы СССР не реализовал атомный и космический проекты, если бы не высочайший уровень советских авиационных технологий. Авиационный опыт был главным технологическим ориентиром, авиационная наука и промышленность были главными источниками кадров высшей квалификации. Увы, сегодня от советской авиации остались рожки да ножки. Авиапром в тяжелейших муках начинает постепенно восстанавливаться, но от жестокой статистики никуда не деться. За последний месяц произошли шесть (!) катастроф с российскими самолетами, в которых погибли два (!) героя России. Не отстают российские вертолеты, падающие с печальной регулярностью. Мечтать при этом о какой-то там водородной энергетике откровенно смехотворно. Вернуть хотя бы авиационный уровень СССР 30-летней давности, чтобы авиатехника не сыпалась с неба как горох…

Следует напомнить водородным оптимистам, что внедрение такого топлива в энергетику или (страшный сон) в авиацию изменит всю систему техники безопасности в соответствующих производственных сферах. Создатели и пользователи энергетического оборудования, работающего на водороде, должны понимать — они автоматически перейдут в категорию взрывоопасных производств. Водород в смеси с кислородом воздуха образует «гремучий газ», который способен детонировать подобно тротилу. Подобным энергетическим производствам будет присвоен соответствующий гриф со всеми вытекающими последствиями в виде дополнительных многотомных служебных инструкций, строжайшей ответственности и бесконечных визитов разных контролирующих органов. Эту дополнительную головную боль нужно обязательно учитывать при попытках перевести на водород, например, газовые турбины. И, безусловно, придется менять программы высшего образования по машиностроению и энергетике, которые в настоящее время не учитывают в должной мере такой раздел, как физика взрыва. Создавая любое оборудование на водородном топливе нужно, по крайней мере, знать, как сделать его взрывобезопасным.

Казалось бы, государство должно помогать энергетическим отраслям, энергомашиностроению, двигателестроению и соответствующим направлениям системы высшего образования. Куда там… Уничтожение научных и инженерных школ энергетического профиля приняло невиданные масштабы. Тяжелейший урон всей российской энергетике был нанесен в 2002 году. Вот что об этом написано на сайте кафедры Э-2 МГТУ им.Баумана, готовившей инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». «12 декабря 2002 года в связи со строительством третьего транспортного кольца г. Москвы был начат снос части корпуса факультета «Энергомашиностроение», в которой располагалась кафедра и ее лаборатории. Три четверти помещений кафедры и ее лабораторий (670 квадратных метров) оказались в зоне сноса, в том числе все камеральные помещения, вычислительный центр, мастерские, 14 учебных и исследовательских установок на моторных плитах. Были разрушены все инженерные системы лаборатории (электроснабжения, отопления, водо- и воздухоснабжения, газовыпуска, вентиляции, топливоснабжения, пожарная, связи)». Весь кошмар заключается в том, что в этом же крыле здания находились важнейшие для энергетики кафедры газовых турбин, компрессоров и термодинамики. Россия на долгие годы лишилась лабораторий главной кузницы инженерных кадров в области мощных энергетических, авиационных, морских, транспортных турбин, компрессорной и теплофизической техники. Тогда же из жизни ушло множество профессоров, работавших на этих кафедрах и тяжело переживавших разгром дела их жизни.

Учитывая проблемы в науке и машиностроении, слишком несбыточными выглядят планы водородной революции в России. Обрушить экономику они могут, а вот поддержать — это вряд ли. На память приходит начало перестройки с ее пустозвонством на тему плохих отечественных автомобилей и самолетов. Тогда никто не задумался, а для чего гробили советское автомобиле- и авиастроение. Не для того ли, чтобы в страну хлынула лавина западного автомобильного и авиационного хлама? Пышным цветом расцвела в те годы коррупция и до небес выросли прибыли, связанные с продажей российскому государству отслужившего свое металлолома под видом передовой техники. Пострадали целые отрасли экономики. Теперь вот на повестке дня наша «плохая энергетика», которую прямо-таки приспичило декарбонизировать под флагом водорода. А может дело совсем в другом и кто-то из иностранных «благодетелей» мечтает впарить России горы не пригодившегося или отслужившего свое криогенного оборудования? Потом как всегда выяснится, что путь это тупиковый, ведущий к деградации отечественного энергомашиностроения. И как всегда будет уже поздно. Придется опять кланяться иностранному дяде, чтобы за ради бога продавал нам то, что энергетики СССР умели делать полвека назад.

Имея три высших образования и степень кандидата технических наук, я не верю в водородные перспективы РФ. Весь огромный объем знаний, полученный мной на кафедре турбин энергомашиностроительного факультета МВТУ им.Баумана, на факультете ВМК МГУ им.Ломоносова, в стенах ЦИАМ, РЭУ им.Плеханова, РАНХ и ГС подсказывает неутешительный вывод. В ближайшие полвека никакой водородной революции в России не будет. И чем больше я вчитываюсь в опубликованные письма академика П.Л.Капицы, тем больше в этом убеждаюсь. Наверное, прежде чем принимать планы развития водородных технологий в нашей стране, имело бы смысл прислушаться к известному физику и Нобелевскому лауреату. Сегодня водородная революция не просто невыгодна нашей стране. С моей точки зрения, она губительна для России.

Подпишитесь