Анастасия Кандина, гражданский активист
Я живу в районе Солнцево, на западе Москвы. В двух шагах – огромный Ульяновский лесопарк (площадь 2682 гектаров), большая его часть находится в Новомосковском административном округе (присоединен к столице в 2012 году).
Что жители мегаполиса вкладывают в понятие ценная природная территория? Возможность просто прийти сюда, послушать ручейки, погулять под дождем, пошуршать опавшими листьями, поскрипеть снегом. В Ульяновском лесопарке есть и широкие просеки, и небольшие тропинки; и поляны, и рощицы, и ельники, и сосняки. Лес для горожан это и помощник, и лекарь, и открытая книга – здесь обитают 76 объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу г. Москвы, включая один вид из Красной книги РФ, – последние от былого биоразнообразия столицы.
И еще для меня важно, что лесопарк — это самостоятельная естественная система: т.е. он сам может себя регулировать, не требуется вложения денежных средств или дополнительных усилий (не нужно выкашивать газоны, строить велосипедные дорожки, игровые площадки). И при этом, благодаря розе ветров, этот лес —резервуар чистого воздуха для юго-западного клина, через который осуществляется проветривание территорий внутри Садового кольца.
Когда появилась информация, что в Ульяновском лесопарке начнется вырубка, в это было трудно поверить…
Валить деревья экскаваторами для строительства участка дороги Солнцево-Бутово-Видное между Киевским и Боровским шоссе начали 1 марта этого года. Вырубку охраняли сотрудники 2-го специального полка полиции, который обычно разгоняет митинги в Москве. Активистов, бросившихся на защиту, в лес не пускали, к технике пришлось пробираться тайными тропами. Под охраной полицейских за шесть дней было уничтожено более 40 000 деревьев.
Жители, за плечами которых более двух лет противостояния с «лесными магистралями», заручившись обещанием мэра Сергея Собянина разобраться, ожидали от градоначальника распоряжения по корректировке трассировки дороги и развязок для снижения экологического ущерба, по отмене проекта, предлагающего дороги по лесопарку, но на деле получили уничтожение леса рекордными темпами. А то, каким жестоким образом уничтожались деревья и кустарники, было призвано продемонстрировать неравнодушным жителям, что сопротивление бесполезно, нужно смириться со сложившейся ситуацией.
Мы не можем с этим смириться. Проект дублера МКАД Солнцево — Бутово — Видное спорный со всех сторон.
Заявленная цель—улучшение транспортной доступности, уменьшение пробок и повышение качества жизни в примкадье - не может быть достигнута ввиду ошибочных проектных решений. Такие выводы содержатся в расчетах Рабочей группы по вопросам строительства трассы, которые подтверждаются Институтом Генплана Москвы.
Рабочая группа была создана указом главы управы Ново-Переделкино. В ее составе- специалисты –строители инженеры, экологи. Дублер МКАД упрется в районные улицы со светофорами, что не только не решит проблему пробок, но спровоцирует гигантский транспортный коллапс с сопутствующими вредными выбросами в атмосферу. В район Ново-Переделкино устремится транзитный транспортный поток, что также не соответствует заявленной цели решить проблемы транспортной доступности для местных жителей. Дублер Боровского шоссе еще более бессмысленный— он ведет вообще в никуда - от улицы Новоорловской, где стоит завод Coca-Cola, до коттеджных поселков и небольшого микрорайона, находящихся в непосредственной близости от станции метро. Однако само появление проекта строительства дублера Боровского шоссе вызывает опасения тем, что для обеспечения его автомобильной нагрузкой не исключено возведение новых объектов капитального строительства на территории Ульяновского лесопарка.
Что касается повышения качества жизни, заявленного разработчиками проекта, то все произойдет с точностью до наоборот. Вырубается 10% территории между Киевским и Боровским шоссе - 40 гектаров. Рассечение лесопарка автодорогами разделит его на пять изолированных участков, в центре природного массива построят две развязки с эстакадами, планируется также прокладка отвода магистрального газопровода высокого давления. Реализация такого проекта неминуемо приведет к ухудшению экологической обстановки, нарушит среду обитания редких растений и животных, уменьшит их численность вплоть до полного уничтожения. И все это негативно скажется на жителях, ведь объекты животного и растительного мира, являются неотъемлемым элементом природных сообществ Москвы, служат объективными индикаторами состояния окружающей среды и экологического благополучия города.
В 2018 году на публичных слушаниях в Ново-Переделкино граждане высказались категорически против вырубки леса и предложенного проекта. Замечания граждан было рекомендовано учесть, но на проект это никак не повлияло. Чиновники стройкомплекса Москвы, приглашённые для разъяснений, не смогли предложить ничего для возвращения ситуации в правовое поле.
«Лесной Форум» Общественной палаты РФ также рекомендовал столичным властям прислушаться к мнению экспертов и защитников Ульяновского леса и начать вырабатывать решения, нацеленные прежде всего не на бизнес-запросы застройщиков, а на интересы жителей города.
Совет по правам человека при Президенте РФ в 2015 году рекомендовал Правительству Москвы ввести мораторий на прокладку дорог в лесах Новой Москвы. Рабочей группой был предложен альтернативный, щадящий природу, вариант дороги. Предложение проигнорировано. Также как и настоятельное требование экологов обсудить вопрос о переводе Ульяновского леса из статуса особо охраняемой зеленой территории (ООЗТ) в статус особо охраняемой природной территории (ООПТ).
Статус ООПТ Ульяновский лес имел до присоединения территории к Москве. Как теперь выясняется, этот лесопарк, также как и иные присоединенные в 2012 году территории), рассматриваются правительством Москвы в качестве резервной строительной площадки. И это полностью соответствует политике властей развивать регион преимущественно в градостроительном контексте. Соответственно, строительство автомагистралей необходимо для эффективного развития мегаполиса. Контекст экологических критериев, как следует из их риторики, факультативен, или понимается как-то иначе - не в приоритете сохранения природных зон.
В случае с Ульяновским лесом «факультативность» выразилась в следующем: проектную документацию (в части мероприятий по охране окружающей среды– растительного и животного мира) на строительство дорог основного хода трассы Солнцево-Бутово-Видное на территории лесопарка подготовили раньше, чем получили результаты инженерных изысканий о местах обитания редких и исчезающих видов растений и животных, и эти результаты не включили в проектную документацию. Скрыв эти результаты, проектировщики включили в необязательный том проектной документации результаты однодневного обхода в октябре 2019 года, по итогам которого ценных объектов растительного и животного мира на территории Ульяновского лесопарка, предназначенной под строительство, не обнаружено.
Из-за-грубейшего нарушения Градостроительного Кодекса и федерального законодательства о защите природы, в начале 2020 года проектная документация получила отрицательное заключение Мосгосэкспертизы, что должно было повлиять на полный пересмотр проекта дублера МКАД на данном участке. Однако уже в октябре 2020 года Мосгосэкспертизой было выдано положительное заключение, а в феврале 2021 —разрешение на строительство.
Теперь против краснокнижников выступил Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Согласно его ответам, редкие виды на территории Ульяновского леса в целом (!) имеются, но о том, обитают ли они на месте вырубки и строительства, Департаменту неизвестно. И вот на основании таких «данных», природоохранный орган и Комиссия при нем считают «возможным реализацию проекта строительства».
Комиссия при Департаменте выдала свое заключение о реализации проекта строительства в неправомочном составе, с выходом за пределы своих полномочий, при этом располагая данными о конкретных растениях и животных Красной книги г. Москвы на территории Ульяновского лесопарка. Мосгосэкспертиза одобрила проект, закрыв глаза на нарушения, которые сама же и требовала устранить, имея данные отчета об инженерно-экологических изысканиях, подтверждающие наличие на территории, предназначенной для строительства, мест обитания охраняемых видов. Более того, глаза закрыли и на такие «мелочи», как компенсационное озеленение.
Инициативная группа защитников леса направила обращение в межрегиональную природоохранную прокуратуру и прокуратуру г. Москвы, с просьбой поверить выявленные нарушения закона, дать оценку подтасовкам, допущенным на всех стадиях – от согласования и одобрения проекта до положительного заключения Мосгосэкспертизы и отменить строительство.
Увы, в настоящее время ситуация такова, что все наши обращения в надзорные органы пересылаются в Департамент природопользования либо в Мосгосстройнадзор, бумажная канитель пошла на второй круг. Хотя есть и отличия. Департамент стал ссылаться на то, что строительство дороги предусмотрено Генпланом Москвы, адресной инвестиционной программой. Создается впечатление, что прокуратуре и жителям отвечает не орган природоохраны, а орган, ведающий вопросами строительства. Также из имеющихся ответов ясно, что в правительстве Москвы аргументов защитников леса просто не замечают, фактически прикрываясь имеющимися документами. Якобы имеет значение лишь то, что документ есть, а факты, положенные в основу этого документа, опровергающиеся и положениями законодательства, и действительным состоянием дел —не имеют никакого значения.
Из переписки с органами власти следует: если один орган выдал согласование, второй орган опирался на это согласование и выдал свое одобрение – процедуры соблюдены, поэтому, по мнению чиновников, ничего не поделать.
Изучая переписку, правоохранители, как нам кажется, старательно избегают углубляться в главное. Зеленый пояс Москвы создавался, чтобы охранять здоровье людей. Сейчас власти как будто полностью отказались от этого решения и закладывают бомбу замедленного действия. Нам в будущем либо придется восстанавливать леса за огромные деньги, либо отказаться от экологического потенциала и жить как в Пекине. На пути к этому – уже состоявшаяся вырубка деревьев. Спасти живую природу, сохранить редкие виды растений, животных и их среду можно, только остановив занесенный чиновниками топор. Добиться этого с помощью прокуратуры пока не удалось.
Неимоверными усилиями экологов и активистов удалось добиться лишь некоторых уступок по дублеру Боровского шоссе в лесопарке. Строительный комплекс г. Москвы отказался от первоначального варианта строительства четырех полос, госконтракт расторгнут. Но в планах - строительство двухполосной дороги, то есть угроза стройки сохраняется.
Некоторое затишье (перед выборами в Госдуму?) наблюдается вокруг дублера МКАД. Но Ульяновский лесопарк под основной ход трассы Солнцево-Бутово-Видное уже вырубили… Часть оставшегося леса перестаёт выполнять свои рекреационные, санитарно-гигиенические и экологические функции. Как только стройка двинется вглубь, зеленый массив будет окончательно потерян и для людей, и для наших краснокнижных обитателей.
Однако еще ничего не построено, и нельзя бездействовать. Нужен общественный резонанс вокруг истории с Ульяновским лесом. Нужна поддержка москвичей за присвоение лесопарку статуса ООПТ и за отказ от любых строек на его территории. Просто нет другого пути, чтобы защитить от вандальной политики самое ценное и самое беззащитное, что еще осталось в Москве, - живую природу.