Это не пересказ романа-антиутопии. Упомянутую листовку спецкор "Новых Известий" сегодня с утра вытащил из своего почтового ящика, они торчали и из всех соседских.
QR-код на листовке ведет на свежесозданный сайт, аффиллированный с московскими властями.
С 17 по 19 сентября в Москве будут выбирать, как и во всей России, депутатов Государственной Думы восьмого созыва, а кроме того – депутатов Мосгордумы по 19 и 37 округам и депутатов Совета депутатов муниципального округа Щукино.
Участвуй прямо сейчас и получи шанс. 20 квартир, 100 машин и подарочные сертификаты на 10, 25, 50, 100 тысяч баллов (1 балл = 1 рубль). Стать обладателем приза за виртуальное голосование очень легко, как раз два три, следует из листовки. Всего лишь: 1. зарегистрируйся. 2. голосуй онлайн. 3. забери приз, - говорится на ресурсе. Не хватает только приписки «Проигравших не будет».
Сама акция называется «Миллион призов», правительство Москвы обещает 250 тысяч (!) гарантированных выигрышей - что, учитывая предсказываемую политологами и социологами явку по столице примерно в 2 миллиона избирателей, звучит внушительной цифрой - то есть победителем должен стать каждый восьмой.
Акцию московская мэрия совместно с проектом «Активный гражданин» официально анонсировали еще на прошлой неделе.
Призы за дистант-голосование обещают разыгрывать три дня – с 17 по 19 сентября в эфире государственного телеканала «Москва-24».
Принимать участие в лотерее зазывают всех совершеннолетних москвичей с активным избирательным правом и полной учетной записью на mos.ru, подавших заявление на участие и ставших «электронным избирателем».
Особо удачливым достанутся суперпризы - однокомнатные квартиры в Москве и автомобили Renault, другим – бонусные баллы, которые можно будет обменять на «поощрения партнеров программы», обещают организаторы «выборной ярмарки».
Множество очень известных торговых брендов не смогли отказать мэрии в стимулировании у избирателя голосования на диване. Среди них – ведущие продуктовые сети, кафе и рестораны, аптеки, мебельные гипермаркеты, магазины одежды, обуви, косметики, детских товаров, товаров для дома и животных. Половина спонсоров - благотворительные организации.
Согласно информации с сайта, на сегодня партнерами сентябрьских электронных выборов в Москве согласились стать не менее 130 компаний.
Предпочтение, отдаваемое электронному голосованию перед реальным походом на участок, объясняется, как можно догадаться, вынужденными мерами безопасности в непростое ковидное время и неожиданно ... подается как мера поддержки бизнеса.
«Дистанционное голосование обеспечит безопасность избирателей и снизит риски распространения COVID-19. Также акция поможет поддержать пострадавшие от пандемии отрасли экономики», - говорится на сайте.
Видимо, имеется ввиду, что мэрия помогает известным брендам таким образом дополнительно прорекламироваться на главной рекламной площадке страны этой осени. Затраты компаний на призы, видимо, не считаются (или ничего не стоят?)
Социолог, кандидат экономических наук Сергей Белановский:
- Две вещи необходимо обсудить касательно акции «Миллион призов». Как известно, подкуп избирателей у нас запрещен. Здесь мы вроде бы его и не видим, есть политически нейтральное стимулирование прийти на выборы, отсутствуют призывы голосовать за определенную партию или кандидата. Но если бы я был судьей, я бы всё-таки расценил это как подкуп и вот почему.
В зависимости от явки избирателей та или иная партия получает приоритет. Существуют анкеты, рожденные, очевидно, в избирательных штабах, с вопросами о предстоящих выборах и шкалой ответов. «Пойдете ли вы на выборы 19 сентября?». Варианты вроде: «Безусловно пойду», «Вероятно, пойду», «Трудно сказать», «Вероятно, не пойду», «Точно не пойду». Практика показывает, что доля голосующих за разные партии в этих строках неодинакова. Возьмем только верхние – я могу предположить такую картину: те, кто безусловно пойдет – это сторонники КПРФ, кто скорее всего пойдет – это сторонники Единой России. По итогам таких соцопросов можно делать довольно ценные выводы: например, высокая явка нам выгодна, потому что колеблющиеся голосуют, как правило, за такую-то партию, и чем больше колеблющихся мы привлечем, тем лучше. Предпочтения людей, с разной степенью готовности принимающие участие в выборах, различаются и, если речь идет о процентах, то явка играет решающую роль. Стимулирование явки в случаях, если она кому-то выгодна – на мой взгляд, это подкуп.
Это одна гипотеза.
Вторая гипотеза состоит в том, что наряду с официальными результатами выборов (там, где будет какой-то процент приписок и подтасовок) будут собираться и подлинные данные о явке и результатах. Не знаю, как это делается, но мне сообщали о сборе объективной картины голосования. Губернаторы и мэры городов сегодня очень запуганы, поскольку в нынешней ситуации очень легко потерять место и под уголовное дело попасть. Им доводятся контрольные цифры – какой процент какая партия должна набрать и сколько депутатов нужно провести. Уверенности в том, насколько достоверны эти "достоверные" сведения, нет, губернаторы могут и их искажать. Но все же спокойнее набрать по возможности реальную явку и реальные голоса.
Таким образом, у меня два объяснения "Миллиону призов». 1. Коль назначены ответственные за подлинную явку, губернаторы нервничают, нервничает и Собянин (было много утечек, что кресло под ним шатается), 2. Предполагаю, что высокая явка выгодна «Единой России», поскольку колеблющиеся лучше за нее голосуют и весь административный ресурс, в том числе мэрию, привлекли к выполнению этой задачи – стимулированию явки.
Насколько эффективны подобные лотереи – это, конечно, вопрос для отдельного изучения. Лотерея в недавнем времени применялась и для вакцинации, и, мне кажется, серьезной роли она не сыграла, статистически эффект был незначимым, а главный эффект был от административного ресурса, когда людей обещали отстранить от работы за непрохождение вакцинации, например.
На выборах тоже используется административный ресурс. Но в столицах большие фальсификации организовать сложно, а вот попытаться простимулировать можно. Масштаб стимулирования реально высок, может быть, он и сработает. В качестве последнего средства организовывают щедрую лотерею. В Москве 12 миллионов жителей, примерно 8 миллионов электората. Проголосуют, допустим, 2 миллиона. Четверть миллиона призов – значимая цифра. Но насколько эффективна эта призовая технология – опять же до конца не ясно. На получение квартиры повелись бы все, но понятно, что квартир мало, а всё остальное – мелкие призы, которые нужно ехать добывать, в магазинах обменивать какие-то баллы – не уверен, что это сработает. Однако уверен, что эффект от этих акций акций скрупулезно будет изучаться в закрытом режиме..
Политолог, политконсультант Игорь Минтусов:
- Термин «моральный» по отношению к выборам в нынешних условиях бессмысленный и нерациональный. Мы можем обсудить, законно или нет такое привлечение избирателей на голосование. И ответ следующий: ничего незаконного мы не наблюдаем - московские власти не призывают голосовать за какую-то конкретную партию или кандидата, они призывают зарегистрироваться, отдать свой голос.
Но почему этим занимается не Центризбирком, а правительство Москвы? Вот это действительно вопрос. Это всё равно, что врач, не мой лечащий даже, начнет агитировать меня, политолога, принять участие в марафоне «Московская осень». Не очень понятно, какое отношение одно имеет к другому.
Вопросы, которые остаются за кадром – вопросы о технологиях, конечно. У нас не хватает данных, чтобы, например, давать оценку этому маркетинговому ходу. Мы не знаем, насколько – на 1,5%, на 5% или на 10% увеличится число зарегистрированных на электронное голосование, которые изначально делать этого не хотели, но призы от власти Москвы тому поспособствовали. Точно можно только сказать, что это не уменьшит число желающих проголосовать онлайн.
Следующий важный вопрос – о доверии к органам региональной власти, в данном случае к правительству Москвы. Верят ли люди, что подсчет онлайн-голосов, где невозможно осуществить процедуру наблюдения, будет честным? Мы имеем ситуацию сегодня, когда вера в действия властей абсолютно равна вере в их активные призывы регистрироваться и голосовать в онлайне. Последняя социология показывает, что доверие к выборной системе в России невысокое и оно точно не повышается от года к году. На этом фоне тот факт, что правительство Москвы привлекает такое большое внимание к выборам, может дать обратный эффект – люди могут начать подозревать власть во всех смертных грехах, и это никак не будет поддаваться контролю.
Тот факт, что огромное количество брендов поддержало инициативу мэрии, меня абсолютно не удивляет. Мои чистой воды фантазии на этот счет таковы: «Дорогие друзья! Правительство Москвы в моем лице – лице заместителя мэра, руководителя департамента по предпринимательству, обращается к вам с просьбой поддержать нашу инициативу. Наше голосование очень важно. Чтобы как можно большее количество голосующих приняло в нем участие, нужно, чтоб торговые сети дали подарки, скидки, баллы тем, кто зарегистрируется в системе. Как вы на это смотрите и в каких размерах готовы поддержать? Иван Иванович из «Пятёрочки», готовы?» А всё что дальше – вопрос техники, как говорит герой «Бриллиантовой руки». Административной техники. Представителя розничной сети очень легко убедить заканчивающейся арендой или налоговой проверкой, которая придет к представителю розничной сети через месяц после совещания и, конечно же, никакого отношения к тому совещанию иметь не будет.
Политконсультант, основатель фонда «Петербургская политика» и телеграм-канала «Давыдов. Индекс» Леонид Давыдов:
- Московские власти таким образом занимаются продвижением электронного голосования. Слегка напоминает маркетплэйс, но, к счастью, власть трудно упрекнуть в подкупе, ибо речь идёт об участии в голосовании, а не о призыве голосовать за какого-то конкретного кандидата. Сработает такая реклама или какая-то другая для продвижения этой формы голосования, узнаём через месяц. Электронное голосование будет впервые применяться на федеральных выборах. За этой формой объективно будущее, как бы мы ни относились к ней, но пока мало данных о том, нравится такая форма голосования избирателям или нет.
Новые технологии принимаются обществом постепенно, в процессе преодолевая инерцию мышления, фобии и предрассудки. Вопрос о доверии к российской системе выборов – это не вопрос о развитии технологий. Что на живых участках нарушений не бывает что ли? Гражданская позиция у нас, к сожалению, требует подогрева. В каких-то странах за неявку на выборы сроки вообще-то существуют, у нас вот задабривают. Почему задабривают? Потому что привычка к такому задабриванию, к сожалению, выработана у большей части общества с советских времён.
Политолог, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков:
- Технология мобилизует избирателей на выборы, это не подкуп, но точно помощь ЦИК в улучшении явки. Саму систему лотерей как метод привлечь людей на выборы лично я оцениваю не очень позитивно. Выборы – это право граждан, а стимулировать их розыгрышами и прочим - значит низводить великое право до уровня балагана. С другой стороны, понятно, почему это делается. В целом безальтернативные и нечестные выборы давно демотивировали россиян ходить на участки, все средства хороши, чтоб натянуть явку, как говорится.
Отдельно стоит заметить, что речь в данном случае об электронном голосовании. Сейчас люди у нас ему не доверяют, поэтому и явку стараются увеличить через интернет. Если результаты электронного голосования будут слишком «за власть» (на прошлых электронных выборах, наоборот, было в основном оппозиционное голосование), такой подход лишь снизит ее легитимность. Ведь все понимают, что раз народ завлекают куда-то - значит, с этим есть проблемы. Хорошую вещь рекламировать не надо, а вот просроченный и испорченный продукт – надо впаривать с лотереями и игрой на баяне.
Григорий Мельконьянц, сопредседатель движения «Голос»*:
- Акция нужна, чтоб привлечь внимание к электронному голосованию, чтоб повысить явку именно на электронном голосовании. На выборах в России такие стимулирующие мероприятия используются не впервые. Есть примеры, когда и в Москве и в регионах разыгрывали призы или только обещали их за участие в выборах, не связывая это с победой партии или кандидатов.
Цель – в общих условиях апатии повысить явку.
Две стороны медали у этой истории. Одна – правовая. Другая – морально-этическая. Говорить о подкупе избирателей сложно, в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сказано, что нельзя проводить лотереи и основанные на риске игры. Нынешние организаторы скажут, что в данной ситуации риска нет, избиратель билеты не приобретает, деньги свои ни за что не отдает и цели агитировать за определенные партии или кандидатов нет. Правовые перспективы у тех, кто будет это обжаловать – не высокие. Да даже если и получится привлечь, для наказываемых мера ответственности не значительная – административное дело, штраф – от 30-40 тысяч должностному лицу, 300-500 тысяч рублей - юридическому.
Вот о морально-этической стороне этой акции, конечно, нужно говорить.
Участие в выборах – это гражданский поступок избирателя, который не должен быть связан с материальными стимулами, как то обещаниями повысить пенсии, раздать социальные выплаты или вручить призы. Необходимо, чтоб гражданин понимал, ради чего он участвует в выборах, а не приходил проставить галочку в обмен на приз. В обществе среди участников выборов, к сожалению, это воспринимается как норма. Материальные блага сыплются на избирателей со всех сторон. Москва особенно любит поражать масштабами своих проектов, и бизнес заинтересован участвовать в инициативах власти. Но хотелось бы, чтоб государство тратило свои огромные ресурсы не на выработку условных рефлексов у избирателей, не на раздачу плюшек, а на просвещение. На донесение до сознания людей, что они – народ, который является основной властью, и на выборах каждый избиратель реализует свою власть, передает свою частичку власти для формирования органов управления страной. .
* включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента