Posted 17 августа 2021, 09:09

Published 17 августа 2021, 09:09

Modified 7 марта, 13:34

Updated 7 марта, 13:34

Заслужили по праву Человека: за что нужно уважать детей

17 августа 2021, 09:09
Вопреки традиционному мнению, что людей следует уважать за их заслуги или возраст, настоящее уважение не имеет никакого отношения к социальной иерархии.

Психоаналитик Елена Кадырова в очередной раз задалась в своем блоге актуальным, и особенно для России, вопросом: достойны ли дети уважения?

«Мы привыкли считать уважение чем-то таким, что нужно заслужить или что сопутствует более высокому статусу или возрасту - между тем есть базовое безусловное уважение к субъектности другого. Если его нет, а вместо него декларируется любовь, то такая любовь маскирует собой совсем другие вещи, и является по сути антилюбовью - поскольку разрушает.

Этот феномен очень наглядно реализуется в отношении родителей к детям - когда дети маленькие их «как бы не за что» уважать, а вот любить как часть себя - естественно и не трудно. Но по факту, если этого безусловного уважения нет, то наносится ущерб личности, а это совсем не то, что можно соотнести с любовью. Более того, детей пытаются воспитывать в уважении к старшим, видимо, рассчитывая на то, что это можно просто вдолбить. Не понимая, что отношение к другим формируется через собственный опыт.

А откуда ему взяться у ребёнка, которого воспринимают неполноценным человеком - полуфабрикатом, потому что он маленький и зависимый? Если с ним по этой причине можно разговаривать в уничижительном тоне, обзывать, делать грустные резкие замечания или давать бестактные негативные оценки, то откуда, точнее, из чего должно произрасти самоуважение уважение к другим людям? Да, безусловное, есть тот вид уважения, которое является следствием достижений или заслуг, статуса или почтенного возраста, но без базового безусловного уважения к человеческий личности все остальное меняет свой смысл и подлинность…»

В комментариях к этому тексту развернулось интересное обсуждение с попыткой соотнести традиционное условное уважение и безусловное уважение к личности, предложенное философом Дмитрием Лучихиным:

«Единственный нюанс. Я бы предположил, что традиционные формы уважения, это своего рода протезы еще не реализованного уважения к личности. При наличии уважения к личности, они просто избыточны и даже смешны. Если ты уважаешь личность человека, зачем еще специально уважать его старость? Ей в крайнем случае можно сочувствовать или просто принимать во внимание. То же и с заслугами. Что есть заслуги, как не удачные попытки продемонстрировать личность? Тогда зачем нужно какое-то особое уважение к ним, когда личность и так видна, раз сама по себе уважаема.

При отсутствии развитой практики уважения к личности, они да, позволяют гуманизировать наиболее уязвимые стороны жизни. Но думаю, что это не отдельный вид отношения, принимающий во внимание субъектность другого, а просто подменяющий, временный. Вот как ходунки для маленького ребенка…»

Развивая эту тему, астролог Алиса Станиславовна очень точно обозначила уважение в привычном социальном смысле как претензию на значимость:

«Мало у кого есть личный опыт уважения себя, как ребенка. Это такое везение, сродни чуду! Вдруг осознала, какой великий подарок от судьбы в виде моих воспитателей я получила до шести лет. Это чувство, что уже родилась мудрецом и мир без тебя не обойдется. Нет таких обстоятельств, которые в дальнейшем могли бы повлиять на это базовое тотальное чувство уважения к жизни. Уважение, как понятие, целостно по своей природе, если оно в человеке есть, то будет ли это ребенок или старик, мужчина или женщина, уважительное отношение будет неизменно. Доброта, любовь - такие же целостные понятия. Выдвигая требования к уважению только к определенной категории людей, по сути, уважение превращают в претензию на значимость…»

Подводя итоги, Кадырова пишет: «Можно сказать, что традиционное социальное уважение - это инструмент выстраивания иерархии и ее поддержания по общепринятым критериям. Достижения, общественный вклад, возраст, статус. Соответственно его нужно чем-то заслужить. Отсюда, естественным образом, дети оказываются в самом низу этой иерархии, но им в качестве компенсации предлагается любовь, также в традиционном понимании - которая, на самом деле, основана на восприятии ребёнка частью себя. В подлинном же смысле, и любовь, и уважение не имеют отношение к социальной иерархии, они про отношение к божественной сути человека. В реальности, конечно, все это в нас переплетается причудливым образом. Потому, уважение к личности ребёнка, это нечто существующее вопреки социальным законам, но реализующее законы божественные.

А божественное в человеке – это заложенный в нем изначально потенциал жить в духовном измерении, а не только в социальном…»

Подпишитесь