Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Москва – город богатый. ВВП российской столицы в два раза превышает бюджет Украины и сравним с ВВП Финляндии. Бюджет Москвы составляет свыше трех триллионов рублей. В отличие от других региональных бюджетов, которые зависят от трансфертов из федерального центра, в Москве основу доходной части составляют два налога. 40% бюджета формирует налог на физических лиц. Треть бюджета – налог на прибыль организаций. Помощь федерального центра столице минимальна – не более 3%, и то речь идет о субсидиях и субвенциях. За прошедшие годы столичные власти не всегда успевали даже потратить полученные доходы, в результате чего образовывался остаток. Эти деньги можно тратить на досрочное погашение долга, или мэрии разрешалось собирать деньги на счетах. Поэтому Москве не требовалось заимствований, как другим регионам, и она не размещала свои облигации уже 8 лет подряд. Так было до пандемии. Старший директор, руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова напоминает:
- Остатки на счетах Москвы снизились за 2020 год, он был сложный. Было примерно триллион остатков на начало 2020 года, стало 600 млрд на начало 2021 года. Сказать, что это критический уровень – не скажешь. Как будет складываться… Не секрет, что в конце года оплачиваются различные госконтракты. Капитальные расходы оплачиваются в конце года, что увеличивает расходную часть бюджета довольно резко. Существенный бюджетный профицит в середине года ещё пока не говорит, что на конец года ситуация сложится точно так же.
Резервы бюджета в размере 600 млрд. рублей были израсходованы на борьбу с ковидом, о чем и заявлял мэр Собянин. При этом речь идет о собственных средствах, помимо выделяемых их федерального бюджета. В этом году столичные власти уже заняли на рынке 115 млрд. рублей и собираются делать это снова.
Тревога S&P обоснована, говорит Руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития экономист Никита Масленников. Долг рейтингового агентства - предупредить инвесторов о том, что ситуация требует внимательного изучения. Раз Москва в этом году уже выпускала собственные облигации и и собирается это делать снова, чтобы покрыть дефицит городского бюджета, то долг агентства предупредить инвесторов о тех рисках, которые могут быть с этим связаны:
- Это не красный свет для инвестора, а ровный мерцающий жёлтый. Одни говорят – внимательно смотрите, другие – да, мы видим эту озабоченность. В принципе, есть неплохие перспективы по исполнению бюджета, всё, что мы обязались, мы исполним, но тем не менее, вероятность возникновения дефицита всё равно остаётся. "Мы будем выходить на рынок заимствований". Вице-мэр прямо об этом не сказал, но нас-то не обманешь.
Мэрия заявляет, что у неё подушки безопасности нет, и она не предусматривалась. Но это и означает, что ее создание не предусматривалось потому, что мэрия намерена выходить на рынок облигаций, указывают эксперты. Иными словами, московские власти, не надеясь на благоприятную конъюнктуру, ожидают к концу года дефицит бюджета, который нужно будет покрывать за счет нового долга. О сокращении расходов речи не было ни в начале года, ни сейчас. Мэрия всегда заявляла, что она не будет сокращать свои капитальные расходы, потому что это повлияет на экономику города.
- Если мы пообещали подвести ветку метро, мы не можем отложить планы по развитию городского транспорта или других инфраструктурных проектов. Власть не хочет, чтобы экономика города остановилась. Ради этого были осуществлены выпуски облигационные, которые произошли в апреле – июне текущего года, - объясняет позицию столичных властей Елена Анисимова.
Несмотря на снижение доходной базы и увеличение расходов на борьбу с пандемией, отношение московских властей к затратам на благоустройство, ремонт и реновацию не изменилось ни на йоту. На вопрос о рациональности этих расходов Елена Анисимова отсылает к депутатам. Депутат Мосгордумы Елена Шувалова напоминает слова президента Путина, адресованные мэру Собянину:
- Даже президент, когда общался с Собяниным, прямо и говорил, что нет у вас дефицита. Я не понимаю, почему федеральное руководство не выведет их на чистую воду.
По мнению депутата, разговоры о дефицитном бюджете – не более чем финансовые игры, чтобы выбить преференции от «федералов». Тот объем налога на граждан, НДФЛ, который собирается в столице, покрывают все бесконечные стройки московской мэрии. В Москве налогоплательщиков больше, чем само трудоспособное население столицы. Это связано с том, что если человек работает в Москве, а прописан или живет в соседних регионах, его налоги все равно получает столица. Однако расходование денег вызывает много вопросов. Елена Шувалова говорит:
- Бюджет тратится абсолютно нерационально. Сказать, что нерационально – ничего не сказать. Это перекачивание денег москвичей в карманы строительных и транспортных олигархов. Собираются огромные суммы. Можно сегодня убрать асфальт и плитку положить, завтра убрать плитку и положить асфальт.
В июне на Ленинском проспекте на разделительной полосе посадили клумбы с однолетниками, приводит пример депутат. Деньги потратили, а через месяц разделительную вместе с цветами перекопали.
- До каких пор этот беспредел будет продолжаться. Зачем вы сажали за бешенные деньги цветы, если у вас по плану реконструкция дороги? Правая рука не знает, что делает левая, - возмущается она.
На нерациональность и избыточность трат указывает и экономист Масленников. Плохо просчитаны расходы на реновацию. Мэрия гонит санацию изо всех сил, в то время как цены на строительные материалы взлетели до небес. В результате госзаказ обойдется на треть дороже. А московское благоустройство – это и вовсе притча во языцех:
- Начали везде всё раскапывать, менять бордюры. Ежегодная беда и нерациональная трата. Тем более, что по ряду объектов они до выборов 19 сентября они не успеют закончить. Думайте, ребят, как вы будете проводить выборы. У меня в Чертаново всё разрыто, сейчас подойти к избирательному участку просто физически нет возможности. Я не уверен, что к сентябрю они всё сделают. Или, если сделают, то лучше бы не делали. Эти траты абсолютно не рациональны и, боюсь, бесконтрольны. И таких примеров много.
Большой загадкой остается план развития транспортной инфраструктуры Москвы. Есть он или нет, задаются вопросом эксперты. Последняя инициатива мэрии отказаться от генерального плана столицы и заменить его на постоянно меняющийся мастер-план вызывает недоумение. Для независимых депутатов Мосгордумы объявленное нововведение означает только одно – генплана больше не будет.
- Город не может развиваться без генерального плана. Они собираются отменить генплан. В сентябре приступим к ликвидации. Благодаря едросовскому большинству он будет отменен. Все работают в интересах строительных и транспортных олигархов. - считает Шувалова.
Что касается пополнения бюджета, то на рынке есть понимание: Москва будет занимать в следующие 2 года 200 млрд. рублей ежегодно. Если бы мэрия занимала триллион рублей, это было бы опасно, говорят финансисты. Сейчас тревоги нет, но озабоченность и необходимость отслеживания точно присутствуют. Планы Минфина провести точечную настройку налога на прибыль могут привести к тому, что Москва потеряет часть нынешних доходов. Тогда столичные власти должны будут требовать компенсации от федерального центра. Пандемия тоже еще не закончилась. Именно поэтому рейтинговое агентство и предупреждает инвесторов. Но и «моментальная фотография» вызывает немедленную реакцию столичных чиновников. А ведь факт остается фактом – планировали ли в Москве подушку безопасности или нет, резервы были потрачены.
- Ситуация сейчас значительно лучше, чем она была в прошлом году. Московская экономика оживает, есть дополнительные доходные поступления. Экономическая ситуация во всей стране меняется очень сильно, замечает Елена Анисимова. - У большинства субъектов федерации налоговые доходы растут быстрее, чем они заверстали в своих бюджетах этого года. Есть вероятность, что этот год закончится с меньшим дефицитом, чем его прогнозировали и московские, и другие региональные власти.
Поэтому непонятно, почему московская мэрия так нервно реагирует на любое замечание по поводу своего бюджета.