Аналитик Александр Бакалов, который уже несколько лет занимается продвижением в социальных сетях, обратил внимание на то, как постепенно угасает активность блогеров в некогда сверхпопулярной сети ВКонтакте. Оказалось, что на протяжении последних 5 лет наблюдается следующая тенденция: общение и потребление контента перестало быть завязанным на одну социальную сеть – ВКонтакте, множество людей стали общаться через WhatsApp, потреблять контент в Инстаграме, узнавать более сложную информацию из каналов в Телеграм.
Бакалову стало интересно проверить, как часто люди заходят во ВКонтакте и какой процент людей перестал пользоваться социальной сетью вообще. Для этого он решил провести небольшое исследование, по результатам которого сделал несколько выводов, в том числе и таких:
- Только 44% от всех созданных аккаунтов заходили хотя бы раз в течение 2 лет;
- Только 46% от числа заходивших за последние 2 года заходят во ВКонтакте каждый день;
- В малых городах активность намного выше. Наибольшая активность наблюдается в городах от 100 до 250 тысяч человек;
- Реже всего во ВКонтакте заходят москвичи: всего лишь 23% заходят каждый день и около 48% хотя бы раз в течение 7 дней…
Главный же вывод такой: активность во ВКонтакте очень сильно падает. Кстати, подобная же ситуация раньше произошла и в другой популярной сети – Живом Журнале: сегодня его уже нельзя назвать массовой социальной сетью, LiveJournal превратился в нишевую социальную сеть со своей небольшой аудиторией.
Среди причин угасания ВКонтакте аналитик называет следующие:
1. Мессенджеры перетянули на себя функцию сообщениями. Еще в 2014-2016 годах я обменивался профилем ВКонтакте, сейчас же проще общаться через мессенджеры. Приложение-мессенджер удобнее, потому что ты сразу видишь, кто из твоей записной книжки имеет аккаунт. Не нужно добавляться в друзья, просто вводишь имя и пишешь.
2. Инстаграм перетянул на себя генерацию контента и авторов, за счет лучшего вовлечения аудитории, бóльшего охвата и приятного и минималистичного интерфейса. ВКонтакте отчаянно перенимает функции Инстаграма, но это не приводит к росту вовлечения аудитории и ее возвращению.
3. Платная музыка и реклама в аудио. До введения рекламы в музыке многие использовали ВК как свой плейлист. Сейчас же большинство перешло на иные музыкальные сервисы.
4. Умная лента сильно снизила охваты и отняла у многих авторов стимул развивать сообщества. Вложения в увеличение числа подписчиков больше не окупаются.
5. Наличие большого числа рекламы. Многие мои знакомые стараются по минимуму заходить в ВК именно из-за адского числа рекламы в ленте, группах, музыке, сторис. Реклама нужна сети для существования, но ее избыток делает пользовательский опыт крайне неприятным.
6. Изменение формата потребления контента. Если ЖЖ проиграл другим соц. сетям из-за неудобства работы с фото, то ВК проигрывает Инстаграму и ТикТоку за счет того, что там была сделана ставка на более легкий фото- и видеоконтент с минимальным количеством текста и короткой продолжительностью.
Люди всегда будут стремиться к более простому контенту, это связано с тем, что человеческий мозг постоянно оптимизирует затраты энергии. Если, можно не напрягаясь смотреть видео, то зачем читать лонгрид?
7. Аудитория сидит там, где сидят ее друзья и круг общения. Люди заходит в ВК все меньше, из-за этого и их знакомые снижают частоту посещение социальной сети. Как-то раз я поздравил своего коллегу с Днем Рождения в ВК, а он ответил мне через два месяца, написав, что в ВК почти заходит. После этого, мы перенесли наше общение в телегу.
8. Нагромождение ненужных функций, неудобный и сложный интерфейс. Умирающие социальные сети пытаются удержать пользователей тем, что внедряют множество дополнительных, даже ненужных функций. 80% людей сидят в социальной сети для двух вещей: потребления контента (фото/видео/музыка) и общения со своим кругом. Наличие возможности купить кроссовки, получить кэшбэк, заказать пиццу и такси не является аргументом, что заходить в социальную сеть чаще.
9. Неудачное копирование конкурентов, которое не помогает не помогает. Появление сторис в ВК не вернуло аудиторию Инсты обратно, равно как произошло и с «Клипами».
В заключении, аналитик делает выводы и для бизнеса:
«В конечном итоге такие социальные сети становятся или нишевыми (как ЖЖ), или их переделывают в другой сервис (как MySpace – музыкальный сервис).
ВКонтакте по-прежнему очень хороший источник трафика, но в последнее время у меня появляется всё больше сомнений в необходимости развивать там сообщество на дистанции более 5 лет. Сейчас развитие сообществ работает и дает свои бенефиты, а что будет через 6-8 лет?
Впрочем, если в РФ заблокируют западные сервисы, то это может вдохнуть жизнь во все отечественные ИТ-продукты. Поэтому советую не забивать на ВКонтакте и развивать все каналы…»
P.S.
Впрочем, позже автор добавил к своему материалу такое пояснение:
«В первоначальной версии статье я не совсем корректно интерпретировал данные. В действительности, благодаря более опытным коллегами в комментариях, было установлено, что есть более объективные метрики для анализа изменения аудитории и вовлеченности: MAU, DAU, retention.
Собранные данные имеют ценность, но не позволяют сделать итоговый вывод о росте или падении аудитории. Поэтому хочу уточнить, что сделанные выводы не являются полностью достоверными и по ним нельзя абсолютно уверенно судить о положении вещей на рынке социальных сетей...»