На не слишком приятный эффект от внедрения электромобилей вместо привычных автомобилей, работающих на двигателях внутреннего сгорания, указал экономист Александр Зеленюк в своей работе, на которую ссылается в своем канале журналист Павел Пряников. Об этом эффекте частенько забывают упомянуть, рекламируя новую технологию, а ведь он влечет за собой существенное изменение инфраструктуры машиностроительной отрасли, а также рынка труда в ней:
«Важный вопрос – что делать с большой частью промышленности, ориентированной на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС)? Возьмем, к примеру, бензиновый двигатель BMW M5 – это сложный механизм, состоящий из 1200 деталей, 150 из которых – подвижные; весит это чудо инженерной мысли около 200 кг. В его производстве участвует сотни рук и сеть из сотни поставщиков. А 32-килограммовый двигатель электромобиля i3, производимый на том же заводе BMW в Дингольфинге (Германия), состоит из 50 деталей; ему не нужна сложная трансмиссия, система отвода выхлопных газов и топливная система. Собирают его всего два десятка человек. Да и батарейные блоки электромобиля – это унифицированные элементы, штампуемые роботами на многих заводах и закупаемые оптом. Создание электрического двигателя занимает примерно на 30% меньше времени, чем бензинового.
Исследование, проведённое Немецким союзом IG Metall, показало, что из 210 тысяч людей, занятых в производстве трансмиссий и двигателей, только в Германии 75 тысяч окажется не у дел к 2030 году, даже с учётом 25 тысяч вакансий, которые появятся благодаря электрификации. Так, в связи с прекращением производства ДВС на заводах компании Volkswagen в 2026 году, компания планирует сократить не менее 30 тысяч позиций. Это окажет существенное влияние и на немецких поставщиков. Более 70% добавленной стоимости автомобилей, сделанных в Германии, обеспечивается ими. Некоторые немецкие производители автокомпонентов, включая Bosch и Schaeffl er AG, уже сокращают рабочие места.
Иными словами, в странах, в экономике которых доля автомобильного сектора высока, складывается весьма драматичная ситуация. По данным Accenture, в последнее десятилетие на автопроизводство приходилось 60% роста выручки ТОП-50 немецких компаний. И теперь четвёртую по размеру экономику мира ждёт очень серьезная трансформация».