Posted 27 июля 2021, 13:00
Published 27 июля 2021, 13:00
Modified 7 марта, 13:27
Updated 7 марта, 13:27
«Новые Известия» уже неоднократно упоминали о данных международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), по которым менее 0,0001% взрослого населения в России — около 500 «сверхбогатых» граждан — владеют 40% всех финансовых активов россиян, или суммой 640 млрд долларов. Наиболее богатые из россиян, с активами более 100 млн долларов, контролируют примерно в четыре раза большую долю средств, чем в среднем по миру (13%). Правда, тут необходимо уточнить для справедливости, что эти активы вовсе не представляют собой их личное богатство, а лишь капитал, вложенный в производство. В данном случае речь идет о рыночной стоимости предприятий, которыми управляют эти 500 россиян. Так что увеличение стоимости активов скорее всего свидетельствует об успешности их работы и соответственно увеличении капитализации. Личные же средства, которые наиболее богатые россияне тратят на себя намного ниже заявленных сумм и мало чем отличаются от расходов зарубежных бизнесменов аналогичного уровня.
И все же это уточнение не помешало недавно главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину, впечатленному очередными успехами китайской и американской космических программ, воззвать к российским олигархам в своем Твиттере:
«Надеюсь, что когда-нибудь и наши олигархи-миллиардеры начнут тратить свои деньги не на очередные яхты и ярмарки тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе…»
Впрочем, аналитик Пётр Кромских удивился этим словам. Дело в том, что русские олигархи как раз очень даже вкладываются в частное развитие космоса, просто этот космос не наш. Кромских поясняет, как обстоит дело:
«Акции Virgin Galactic торгуются на Московской бирже с 1 июня. Как сообщал еще весной ТАСС, “Московская биржа продолжит расширять перечень доступных иностранных ценных бумаг с учетом спроса со стороны банков, брокерских, управляющих компаний и их клиентов”. Понятно, что покупают их люди серьёзные.
Русские деньги в карман основателя Virgin Group Ричарда Брэнсона текли и раньше. Например, когда спонсором его команды в Формуле-1 стала Marussia Motors: первый российский производитель суперкаров (она же потом и выкупила Virgin Racing).
«Марусю», в свою очередь, спонсировал Ефим Островский — некогда комсомольский активист, а затем предприниматель, политтехнолог, методолог, президент Фонда Пятигорского.
Брэнсон, наряду с Маском, “нулевой пациент” элиты эпохи late stage capitalism (этот термин вообще следует переводить как название церкви мормонов — “капитализм последних дней”).
Он либертарианец до мозга костей и технократ, но при этом крупнейший филантроп и спонсор борьбы за дивный новый зеленый мир. Последнее для него — инвестиции в востребованность принадлежащих ему технологий в будущем.
Высокотехнологичные автогонки, видимо, инженерная страсть Брэнсона. Его команда выступала в Формуле-1, сейчас борется в электрической Формуле-Е.
Не зря после посадки участники суборбитального полета Unity обливались шампанским. А некоторые СМИ так и написали: Брэнсон "выиграл космическую гонку миллиардеров".
Полет, как и гоночные уикенды F1, был обставлен как шоу для элиты. Мы уже не раз писали о проекте Virgin Galactic, о его ориентации на сверхбогатых космических туристов и даже спецтягаче от Range Rover.
Эта ставка, скорее всего, сыграет — и станет как свидетельством жесточайшего экономического неравенства со сверхконцентрацией денег на всей планете, так и его же следствием…»
Но дело не только в этом, а и в том, что инвестиции в частный космос – это очень перспективный бизнес, тогда как вкладывать деньги в космос государственный – как это делается в России – почти то же самое, что выбрасывать их на ветер. Об этом очень хорошо пишет в своей колонке журналист Михаил Пожарский:
«Недавно Джефф Безос улетел в космос, но главное - ко всеобщему сожалению, вернулся обратно. Астрологи объявили неделю осуждения "сверхбогатых", увеличилось вдвое количество рассуждений, что те же деньги можно было потратить на голодающих детей Африки. Так что, у нас есть хороший повод поговорить о господе нашем Капитале и объяснить, почему "сверхбогатые" со своими дорогими игрушками на самом деле приносят пользу всем нам.
Яхты, дорогие машины, дома с ИИ регулирующим подогрев задницы, теперь еще частные космические полеты - во всем этом сложно разглядеть общественную пользу, однако она есть. И лучше всего ее объяснил Фридрих Хайек в "Конституции свободы". Все дело в том, что прогресс развивается неравномерно - он идет эшелонами. Пока одна часть общества живет в сегодняшнем дне, другая - одной ногой уже в завтрашнем. Практически любой предмет технологий изначально стоит дорого, но дешевеет в процессе накопления знаний - об эффективном производстве, экономии ресурсов, улучшенной конструкции и т.д. и т.п. Но накопление таких знаний требует экспериментов и средств. Кто же заплатит?
В конце девятнадцатого века была одна роскошная игрушка. Называлась она "автомобиль". Первые автомобили стоили дорого, ехали медленно и в плане экономии значительно уступали лошадям. Откуда тогда взялся спрос, который позволил отработать и удешевить технологию? Правильно, от богатых, которые могли позволить себе такую роскошь. В итоге автомобили ушли в массовое производство и стали всеобщим средством передвижения. Все благодаря тому, что какой-нибудь Вандербильд катал девок на зависть соседу Рокфеллеру.
И так примерно со всем остальным: машины, самолеты, холодильники, радио, электричество, компьютеры, медицинские технологии - на все это изначально создавали спрос богатые. Спрос позволял удешевить производство и сделать продукт уже широко доступным. Короче, богатые со своей "роскошью" - это такие чуваки, которые добровольно и за собственный счет генерируют знание о новых технологиях, которым затем воспользуются все. Шикующие миллиардеры сегодня конвертируются в массовые товары завтрашнего дня. Разумеется, не каждый продукт можно удешевить и не каждый продукт вообще нужен публике - но именно "проверкой" этого и заняты ненавидимые всеми любители "сверхпотребления".
По сути есть только два способа обкатывать инновации - либо децентрализованная система описанная выше, либо централизованная система в лице государства. И, когда речь заходит о "налоге на роскошь" - речь вовсе не о том, чтобы обложить налогом бессмысленное потребление, речь о выборе в пользу второй модели. Те средства, которые богатые тратили на обкатку инноваций, оказываются в руках чиновников. Может их вложат во что-то полезное, но скорее как обычно…»
Кстати, другой новоиспеченный космонавт-миллиардер, основатель компании Amazon и самый богатый человек в мире Джефф Безос очень доступно объяснил в своей книге «Invent and Wander. Избранные статьи создателя Amazon Джеффа Безоса», которая выйдет в издательстве «Бомбора» в августе, какой он видит космическую программу будущего, в которую стоит инвестировать большие деньги:
«Blue Origin — самая важная работа, которой я сейчас занят. Я глубоко убежден в этом, основываясь на простом аргументе: Земля — лучшая планета. Главный вопрос таков: зачем нам лететь в космос? Мой ответ отличается от обычного аргумента «плана Б»: Земля погибнет, и нам придется переместиться куда-то еще. Меня подобное не мотивирует. (…)
Земля в конце концов окажется поделена между жилой зоной и легкой промышленностью и будет прекрасным местом для жизни и прекрасным местом для посещения. Здесь можно будет поступить в колледж и заняться легкой промышленностью. Но тяжелая промышленность и все загрязняющие производства — все то, что наносит ущерб нашей планете, — будут выведены за пределы Земли. Тем самым мы могли бы сохранить уникальную жемчужину, планету, которая совершенно незаменима. Мы должны спасти нашу Землю, не отказываясь от будущего динамизма и роста ради внуков наших внуков. Мы можем получить и то, и то….
Мы должны обеспечить динамичное будущее для наших внуков и их внуков. Мы не можем позволить им стать жертвами стазиса и нормирования ресурсов. Наша задача — проложить дорогу в космос, чтобы будущие поколения могли раскрыть свой творческий потенциал. Когда это станет возможным, когда для будущих космических предпринимателей будет создана необходимая инфраструктура, как для меня в 1994 году, когда я основал Amazon, вы увидите, что возможными станут удивительные вещи. Все случится быстро, я гарантирую.
Люди становятся такими творческими, когда их ничто не ограничивает. Если нынешнее поколение построит дорогу в космос, создаст нужную инфраструктуру, то мы увидим тысячи будущих предпринимателей, строящих настоящую космическую индустрию, и я хочу вдохновить их. Заявление кажется грандиозным, и так оно и есть. Да, начать нелегко и даже трудно, но я хочу вдохновить вас. Так что подумайте вот о чем: большие вещи начинаются с малого…»
У российских же олигархов фантазии дальше «геленджикских дворцов», как правило, не распространяются…