Posted 16 июля 2021, 14:17
Published 16 июля 2021, 14:17
Modified 7 марта, 13:39
Updated 7 марта, 13:39
20 июля самый богатый человек планеты, экс-гендиректор Amazon Джефф Безос, станет одним из пилотов космического корабля New Shepard. Это будет первый рейс, который его компания Blue Origin запустит с экипажем. Автономная капсула, вмещающая до семи человек, стартует с космодрома в Западном Техасе и во время своего 11-минутного путешествия поднимется на высоту 100 километров, которую часто считают границей космоса. Сайт Live Science опросил экспертов, чтобы узнать, достаточно ли безопасна эта затея, и каковы шансы, что Безос станет жертвой катастрофы.
Любой космический полет сегодня – дело достаточно рискованное. Главные факторы, влияющие на степень риска, – опыт компании-разработчика, количество запусков, выполненных конкретным транспортным средством, и тип используемого ракетного двигателя.
По всем трем пунктам у Blue Origin все в порядке. New Shepard 15 раз поднимался в воздух (правда, без экипажа), и лишь раз во время его полета случился частичный сбой. Пассажирская капсула тогда благополучно приземлилась, но ракета-носитель разбилась. Уверенности внушает и то, что полет New Shepard будет коротким, корабль не выйдет на орбиту и будет использовать относительно простой одномоторный двигатель. Двигатель BE-3, который используется в корабле New Shepard, при взлете генерирует гораздо меньшую тягу, нежели мощные и сложные ускорители космического челноков NASA.
После катастрофы «Челленджера» в 1986 году, когда челнок с семью членами экипажа разрушился через 73 секунды после взлета, эксперты подсчитали, что такие челноки переживают катастрофу примерно один раз за 120 запусков. У многоразовых ракет, ошибки которых инженеры могут устранять между полетами, такая вероятность меньше – примерно один раз на 1000 полетов. Конечно, по сравнению с самолетами эта цифра довольно высокая – вероятность катастрофы современного самолета составляет от 1 : 100 миллионов до 1 : 1 миллиард.
Анализ данных Blue Origin позволяет предположить, что вероятность того, что с ракетой что-то пойдет не так, от 1 : 100 до 1 : 500. Однако капсула с экипажем в корабле New Shepard находится далеко от двигателя, так что в случае катастрофы пассажиры могут спастись. В подобных случаях вероятность экипажа на спасение – около 80%. Обобщая шансы на то, что Безос и его попутчики не переживут полет, – примерно 1 : 1000. Это примерно столько же, сколько у любого другого современного астронавта. С такой же степенью вероятности рядовой человек может утонуть.
Что еще может повлиять на исход, так это парашютная система на пассажирском транспортном средстве – она отвечает за доставку экипажа на землю. Если во время снижения наблюдается сильный поперечный ветер, капсула может упасть. Однако, учитывая короткое время полета New Shepard, погоду можно будет предсказать с довольно высокой точностью, а это позволит обеспечить безопасность экипажа.