Posted 15 июля 2021, 15:08
Published 15 июля 2021, 15:08
Modified 7 марта, 13:40
Updated 7 марта, 13:40
По словам эксперта, в сфере патентной активности, где результаты ближе к технологиям и ближе к рынку, в РФ продолжается сокращение потока патентных заявок.
«И доля эта стабильно снижается. Сейчас мы на грани 1% в мире. Чего никогда не было, даже в условиях изоляции СССР эта доля была существенно выше», — приводит слова эксперта ТАСС.
Гохберг отметил, что Россия, традиционно специализируясь в области физики, химии, материаловедении, исследовании космоса, удерживает «неплохие позиции» в этих отраслях. Однако в наиболее динамично развивающихся областях современной науки наша страна лидерство упускает.
«Скажем, у нас здесь нет наук о жизни, нет компьютерных наук, когнитивных, экологии — там, где сейчас идет существенный взрывной рост», — пояснил Гохберг, выступая на встрече заместителя председателя Совета Безопасности РФ Дмитрия Медведева с экспертами по вопросам обеспечения технологического развития России.
По словам Леонида Гохберга, несмотря на рост финансирования, занятость в российской науке, в отличие от других стран мира, во время пандемии сокращается. Одновременно падает доля молодых исследователей в наиболее продуктивном возрасте до 29 лет.
«Это означает, что молодежь, приходя в науку, не закрепляется, а ученые, достигая какого-то потолка в карьере и зарплате, начинают уходить», — пояснил эксперт.
По его словам, на протяжении 20 лет доля выпускников вузов, которые трудоустраиваются в сфере науки, не превышает 1%. Наиболее перспективные студенты ежегодно уезжают за рубеж.
«Число защит диссертаций, то есть эффективности аспирантуры, снизилось вдвое — эта доля составляет беспрецедентно низкую величину — 10,5%. То есть 90% аспирантов не защищают диссертации, думаю, значительная часть и не собиралась. То есть это становится институтом профанации», — пояснил первый проректор ВШЭ.
Эксперт указал, что печаьлным фактом можно назвать то, что и по публикационной активности ученых Россия вернулась к уровню 2008 года. Это происходит несмотря на рост количества российских научных статей: конкуренты публикуют их еще больше.